Когда и почему в Украине подорожает «коммуналка»

Когда и почему в Украине подорожает «коммуналка»

«Главред» спросил у экспертов и чиновников, обосновано ли повышение украинцам платы за «коммуналку», и когда его можно ожидать.

Высшее руководство Украины неоднократно заявляло, что коммунальные тарифы у нас повышаться не будут. Так, Президент Виктор Янукович на заседании Совета регионов говорил: «Я требую, чтобы до конца 2012 года на местном уровне тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства были приведены к экономически обоснованному уровню. Мы должны ежегодно увеличивать объемы государственного финансирования. Мы объективно должны смотреть и применять механизмы дотации по крупным проектам и не перегружать это на тарифы». И вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергея Тигипко заверял, что тарифы при нынешнем качестве услуг, доходах населения и состоянии жилищно-коммунального хозяйства расти не будут.

«Мораторий» на рост тарифов, обозначенный концом 2012 года вполне объясним с точки зрения политической целесообразности: осенью этого года предстоят парламентские выборы, неразумно раздражать электорат в их преддверии.

В то же время, на текущей неделе сразу два представителя Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ заявили обратное. Заместитель министра ЖКХ Александр Алипов сказал, что тарифы на тепло и воду тоже будут расти. И сегодня выход один - уменьшить использование энергоресурсов за счет утепления домов, экономного потребления воды», - сказал он.

Не стоит забывать и о требовании МВФ повысить цену на природный газ с целью сокращения дефицита бюджета, которое фонд назвал условием выделения нового транша кредита Украине. Потому рост стоимости коммунальных услуг становится все более вероятным, особенно после выборов.

Недавно назначенный министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко, рассуждая о важности кредита, отметил, что «МВФ - единственный возможный способ проводить реформы. Тарифы должны быть подняты. Давайте поговорим о прозрачных механизмах компенсации. Тем более что зима закончилась, давайте сделаем это в летнее время».

Чиновники говорят также, что сейчас идет и будет идти еще довольно долго процесс изучения того, какие тарифы действительно будут обоснованными.
«Что касается тарифов для бюджета и «других» потребителей, для нужд которых используется украинский газ, то они с октября прошлого года находятся на уровне экономически обоснованных, - рассказал в комментарии «Главреду» председатель Нацкомуслуг Валерий Саратов. - С тарифами для населения (использующего импортный газ, который втрое дороже газа внутренней добычи) ситуация другая. На данный момент, по нашим расчетам, тарифы на тепловую энергию для населения в среднем покрывают около 75 процентов себестоимости… по нашим подсчетам, экономически обоснованный тариф на треть выше ныне существующего… А если думать и о дальнейшем развитии предприятий теплокоммунэнерго: модернизации, их техническом перевооружении, внедрении энергосберегающих технологий, то в тариф необходимо включать и инвестиционную составляющую…».

Насколько нынешние тарифы экономически обоснованы, надо ли их повышать, и когда это может произойти, «Главред» спросил у специалистов и экономических экспертов. Исходя из ответов, можно сделать вывод, что рост стоимости коммуналки таки неизбежен. И причин этому множество. Но и выборы остаются важным фактором, и пока что сдерживают цены. А есть еще и непрозрачность украинских тарифов, которая также может помешать их росту.
Так что ждать повышения, скорее всего, нужно после выборов. А вот насколько возрастут тарифы, чиновники и эксперты определиться пока не могут.

Какими будут новые тарифы: чиновники изучают

Валерий Саратов, председатель Нацкомуслуг:
Во многих европейских странах есть такое понятие как «энергетическая бедность». Это значит, что население должно платить за отопление и горячую воду не более 10 процентов от совокупного дохода семьи. С этими расчетами согласен и Мировой банк. В Украине сложилась такая ситуация, что если установить экономически обоснованные тарифы для населения, то 80 процентов семей окажутся за чертой энергетической бедности и просто не смогут платить. Поэтому в вопросах государственной тарифной политики правительство опирается на реальную платежеспособность населения. Даже специалисты Мирового банка признают, что Украине нужно 5-10 лет, чтобы привести в порядок тарифы на тепло.

Сейчас специалисты Комиссии проводят подсчет экономически обоснованных тарифов для населения. Это очень долгий и сложный процесс. Проверяется каждая составляющая тарифа, каждая цифра, каждый договор предприятия. Для анализа берутся данные о деятельности предприятия за последние пять лет! Поверьте, это очень большой объем информации – в среднем более 5 тысяч листов документов. Если выявляются несоответствия – расчеты предприятия отправляются на доработку. И, тем не менее, я надеюсь, что до начала отопительного сезона Комиссия будет иметь все необходимые расчеты для установки экономически обоснованных тарифов по основным предприятиям теплоснабжения, которые вырабатывают и поставляют около 80% тепловой энергии.

В настоящее время наша Комиссия совместно с Минсоцполитики как раз работает над этим вопросом. Например, один из возможных вариантов, который разрабатывается сейчас, заключается в том, что государство возьмет на себя компенсацию дополнительных затрат на оплату коммунальных услуг, в частности тепловой энергии, а уровень этой компенсации должен напрямую зависеть от доходов семьи, а следовательно – от реальной возможности платить.

Экс-министр: на тарифах у нас сильно злоупотребляют, а говорить о повышении нельзя
Алексей Кучеренко, народный депутат (НУ-НС), экс-министр ЖКХ:

Чиновники Министерства ЖКХ не вправе делать заявления о повышении тарифов. Тем более о тарифах на газ и электроэнергию. Для этого создавались комиссия по регулированию цен, но от них никаких сведений по этому поводу не поступало.

Можно сколько угодно говорить о том, обоснованы у нас тарифы на энергоносители или не обоснованы. Это все сказки. Тарифы у нас не прозрачны, закрыты, и никто не может точно сказать, насколько они обоснованы. Судя по всему, там допускаются очень серьезные злоупотребления, поэтому их никак не могут открыть.

Еще хочется сказать этой команде: ребята, вы там договоритесь, чтобы хоть говорили все одинаково. Еще месяц назад премьер-министр на всю страну рассказывал, что никаких экономических предпосылок для повышения тарифов нет, и требовал их снижения, в том числе и от муниципалитетов. Это говорит о том, что тарифная политика на сегодня в государстве провалена. Именно это вызывает у населения тотальное недоверие.

И если уж детально разбираться, то действительно, по официальной статистике, тарифы на тепло и воду также убыточны. Но об этом должен говорить другой регулятор - Комиссия, регулирующая коммунальные тарифы.

Да, в последнее время в правительстве высказываются здравые мысли о том, что надо повышать тарифы. Об этом говорит Сергей Тигипко, Валерий Хорошковский, Петр Порошенко. Но им надо бы договориться, когда и как повышать. А самое главное – им придется убедить население в том, что это честные тарифы. Чтобы разобраться, надо полностью открыть эти тарифы, в первую очередь – цену на газ. Надо объяснить, какая там структура себестоимости, куда идет украинский газ, а куда российский, и как формируется его цена. Если этого не сделать, все заявления о необоснованности тарифов выглядят как демагогия, и лично я к ним уже давно серьезно не отношусь, потому что год назад всем рассказывали, что тарифы везде должны быть одинаковые, потом говорили – не одинаковые. Министр, который пришел мне на смену, вообще сказал, что тарифы будут снижаться. Никакого профессионального разговора я там не вижу.

Что касается требований Международного валютного фонда, то оттуда никогда не поступало однозначных требований поднять тарифы. МВФ всегда говорил одно: ребята, сбалансируйте финансовый план НАК «Нафтогаз», эта компания не может быть убыточной и дотироваться из бюджета такими огромными суммами. Но для этого им надо полностью раскрыть финансовый план. Это естественная монополия, значит, они должны показать всю структуру затрат на реализуемые ими энергоносители. Но этого никто не сделал. Справедливости ради скажу, что это хроническая беда. Сколько существует НАК «Нафтогаз», столько его деятельность закрыта от потребителя, хотя это государственная компания.

Самое главное, что на сегодня вопрос тарифов не стал экономическим. На нем опять пиарятся, опять вокруг него множество спекуляций. И тот регулятор, который создан для регулирования тарифов, не работает. Система государственного регулирования тарифов в природных монополиях – газ, электроэнергия, тепло, вода – не работает, она находится в зачаточном состоянии.

Я бы посоветовал новому регулятору по всем крупным городам Украины проводить выездные заседания, разбираться с каждым тарифом, привлекать СМИ, привлекать население и объяснять, где и в чем потери, а где злоупотребления. Если тарифы не сделают прозрачными, население просто не воспримет их повышение. Не говоря уже о том, что тарифы должны реально соотноситься с уровнем доходов населения. Поэтому когда министры и другие горячие головы рассказывают о том, что тариф должен быть экономически обоснованным, им бы стоило не забывать, что он не может обгонять платежеспособность потребителя. Вот для этого и есть газ внутренней добычи, есть субсидии, но их механизм сегодня не работает эффективно.

Я согласен с Тигипко, который заявляет, что на сегодня 1,3 млн семей обращались за субсидиями. Если повысить тарифы так, как это планируется, то, по его оценкам, 16 млн семей пойдет за субсидиями, а это уже – либо революция, либо кризис неплатежей.

Эксперты: повышать цену коммуналки нужно

Валерий Гладкий, генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий:

Что касается тарифов на газ, то их нужно повышать. Цена должна быть рыночной. Предприятия сегодня покупают газ по 560 долл. за кубометр, в эту стоимость входит и целевая надбавка, за счет которой субсидируются цены для населения. Таким образом, если уравнять цены для всех категорий потребителей, то цена метра кубического газа должна равняться 500 долл. Пересмотр в сторону уменьшения возможен только после снижения стоимости импортируемого газа.

Кроме того, считаю, что разницы в стоимости импортного газа и добываемого внутри страны быть не должно. Должна действовать рыночная цена, чтобы добытчик не терпел убытки, имея возможность продавать газ за границу по цене значительно выше внутренней.

Государство не должно дотировать всех без исключения. Только категориям населения, для которых эта цена слишком высока, положено получать адресную субсидию от государства.

Сергей Дяченко, ведущий эксперт энергетических программ Центра им. А. Разумкова:

Нынешние тарифы на электричество для населения, по данным на декабрь 2011 года, покрывают 26% его себестоимости. Есть у нас еще льготные категории потребителей, которые покупают электроэнергию по заниженным ценам, это химическая промышленность, металлургическая и угледобывающая. У них, правда, немного другой коэффициент покрытия.

На сегодняшний день в Украине одни из самых низких в мире тарифов на электроэнергию. Если рассматривать их в плоскости социальной поддержки населения, то это не самый лучший механизм, так как льготы получают все категории населения, независимо от уровня доходов.

Из-за этого на рынке работает механизм перекрестного субсидирования: разница между себестоимостью и ценой для населения перекладывается на промышленных потребителей. Это не очень хорошо с точки зрения конкурентоспособности. Например, в 2010 году экспорт электроэнергии вообще не осуществлялся, потому что у нас на оптовом рынке энергия стоила дороже, чем в Европе. От такой системы ценообразования в энергетике надо отходить, но делать это постепенно, учитывая социальные аспекты, так как у нас, по европейским меркам, в структуре НДС очень низкая составляющая заработной платы.

Что касается газа, то цена на него, в принципе, сравнима с себестоимостью: добыча обходится примерно в 20-60 долл., а реализуется он населению по цене от 100 долл. и выше. Но все затраты этот тариф не покрывает, в частности те, которые необходимы для развития добывающих компаний.

Здесь нет механизма перекрестного субсидирования, как при оплате электроэнергии, здесь рынок четко разделен: население получает газ собственной добычи от госкомпаний сферы правления НАК «Нафтогаз», а промышленность использует дорогой импортный газ. Из-за различных цен на рынке имеют место злоупотребления. И такой подход не позволяет формировать единую рыночную цену. Этот процесс, конечно, должен сопровождаться, с одной стороны, планомерным повышением цен, с другой стороны, цена для промышленности и населения должна выравниваться. Справедливая цена на сегодня 200-250 долл. за метр кубический. И естественно, что для установления цены на таком уровне потребуется либо пересмотр контрактов с Российской Федерацией, либо диверсификация источников газа.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества, экономист и политолог:

Если брать цену газа, по которой он сегодня поставляется из Российской Федерации, то, конечно, ее можно назвать необоснованной. У нас она чрезвычайно завышена, такой ненормальной цены нигде нет. В Польше газ для потребителей стоит порядка 130 долл. за тысячу кубометров.

Цена газа на границе 416 долларов, если добавить к ней расходы на транспортировку и налог на добавленную стоимость, выйдут все 700 долл. за куб. При нашей средней заработной плате 300 долларов населению только на газ и придется работать. Это абсурд.

Газ мы получаем по неправильной цене. Исходить надо из того, что реальная цена на газ для потребителя не должна превышать 200 долларов, со всеми налогами, транспортировкой и т.д. И к ней надо привязывать всю экономику. Себестоимость газа внутренней добычи не превышает 40 долл., так и продавать его надо не дороже 120 долл., это и будет его рыночная стоимость. Белорусы после сдачи своей газотранспортной системы получают газ от Российской Федерации по 166 долл. Это стоимость, которая включает в себя рыночную цену 120 долл. и расходы на транспортировку.

То же и с ценой на электричество, его цена приблизительно 5 центов за кВт.

У нас в Украине нет рыночного ценообразования, у нас реально не действует в объективных рамках закон стоимости, поэтому и вопрос нельзя ставить, завышены ли цены, обоснованы ли они экономически. Сначала надо просто привести в нормальное функционирование закон стоимости, надо выстроить его реальную картину.

У нас, скажем, цены на питание выше, чем в Польше примерно на 20-25% - так какие они, экономически обоснованные или нет? Система формирования цены искривлена, потому что экономика на 60% работает в тени.

Если повышение цены на газ продиктовано желанием получить кредит МВФ и руководство страны не видит другого выхода, кроме как усиливать нагрузку на население, то зачем такое руководство? Если эти люди не могут провести экономические трансформации без поднятия цен, то они как министры не состоятельны. Надо не повышать цены, а изменить саму модель экономического развития с «кланово-олигархической» на модель «народного капитализма европейского образца», отказаться от кредитов. Тем более что МВФ мы и так должны отдавать 14 млрд долл.

Юрист: общего повышения тарифов не будет

Татьяна Монтян, юрист:

Тарифы на тепло устанавливаются для каждого отдельного поставщика тепла в зависимости от множества факторов. Поэтому говорить об общем повышении тарифов не приходится. В каждом регионе – свой монополист по поставкам тепла. Поэтому кому и по каким принципам собираются повышать цены на коммунальные услуги, непонятно.

То же касается и электричества. В Украине производителей электроэнергии очень много, и каждый получает свой тариф индивидуально. Пока что нет даже критериев, по каким они будут повышать стоимость за кВт/час. Тем более непонятно, как это повышение коснется конечного потребителя, то есть каждого конкретного человека, который будет оплачивать свои платежки. У нас вообще ценообразование на услуги монополистов – это тайна за семью печатями, потому что никто в глаза не видел себестоимость и ее расшифровку. Поэтому и разговоры о повышении тарифов носят абстрактный характер.

Джерело:   http://www.domik.net
2002
19.06.2014
 
 
 

Стрічка новин