Что скрыто за разговорами о продаже «МТС-Украина»

Что скрыто за разговорами о продаже «МТС-Украина»

Один из лидеров украинского рынка мобильной связи – компания «МТС-Украина» – готовится к продаже части бизнеса. Такая информация, появившаяся вчера в прессе, породила различные предположения о дальнейшей участи мобильного оператора. Вместе с тем, топ-менеджмент компании уверяет, что «МТС» не намерена полностью покидать украинский рынок.

«Компания заинтересована в развитии бизнеса и инфраструктуры сетей новых поколений в стране», – такой комментарий руководителя направления по взаимодействию со СМИ «Мобильные ТелеСистемы» Дмитрия Солодовникова приводит в своем материале российская газета «Ведомости». А на запрос Forbes Солодовников уточнил, что оператор не исключает вариант привлечения партнера для соинвестирования в сети 3G.

Далее тему развил генеральный директор «МТС-Украина» Иван Золочевский: «Трезво оценивая перспективы развития 3G в сложившейся экономической ситуации, материнская группа ищет зарубежных инвесторов для совместного развития этого бизнеса в Украине. Это не значит, что компания продается, но определенное долевое участие может рассматриваться». Попытки привлечь соинвестора в «МТС-Украина» объясняют «необходимостью вложения огромных средств в развитие 3G, что просто невозможно сделать без внешних заимствований».

Ставки растут

Надо сказать, за последнее стоимость лицензии немало подросла. Еще 23 июля в эфире «5 канала» заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив заявлял, что от продажи лицензий на использование радиочастот мобильной связи третьего поколения в государственный бюджет может поступить около 2-3 млрд гривен. Бывший член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) Владимир Олейник озвучивал сумму в 3-4 млрд гривен. Однако теперь НКРСИ за каждую из трех разыгрываемых лицензий назначила начальную цену в 2,4 млрд гривен.

И это еще не считая стоимости конверсии частот для Министерства обороны, которая тоже ложится на плечи операторов. Уволившийся вместе с членами НКРСИ ее руководитель Андрей Семенченко оценивал ее на уровне 1,998 млрд гривен. Собственно, из этого показателя директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстара» Андрей Осадчук выводил справедливую стартовую стоимость лицензии на уровне 667 млн гривен в пересчете на каждого участника «большой тройки».

Эксперт в области телекоммуникаций, экс-директор компании «Украинские новейшие технологии» (ТМ FreshTel) Елена Минич и вовсе предлагает выдать операторам лицензии за 1 гривну, пусть они полностью оплатят конверсию и модернизацию военных, но взамен агрессивно и быстро развернут 3G-сети в каждом селе. В таком случае государство могло бы потребовать у участников рынка взять на себя и социальные обязательства – например, по подключению к цифровым каналам школ, детдомов, детсадов, больниц. «Вот это будет уникальный стимул развития экономики», – убеждена Минич. Предложенную НКРСИ стоимость лицензии в 2,4 млрд гривен она считает плодом больной или жадной фантазии чиновников.

Конечно, в европейских странах в свое время правительства выручали куда большие деньги за выдачу 3G-лицензий. Но те рынки на тот момент росли, а абоненты генерировали на порядок большие показатели ARPU (Average Revenue Per User). Например, в сети «Киевстара» среднемесячная выручка в пересчете на абонента составляет всего 2-2,5 евро.

Версии

Таким образом, есть все основания полагать, что «МТС» действительно не собирается уходить с украинского рынка. Скорее, за счет привлечения западного партнера компания рассчитывает убить одного из двух зайцев (или сразу двух): исключить возможную дискриминацию при участии в конкурсе на 3G-лицензии (100% ее акций принадлежат российской группе «МТС») и облегчить финансовое бремя при развертывании сети.

Впрочем, участники рынка не особенно верят в реалистичность привлечения иностранных инвесторов в современных условиях. По мнению партнера консалтинговой группы E&C Анатолия Фроленкова, интерес могут представлять растущие рынки или очень доступные по цене активы, но в данной ситуации ни один из этих сценариев, скорее всего, не реализуется. Мнение своего коллеги разделяет и президент компании SV Consulting Олег Стефанюк. Собеседник Forbes подтвердил, что уже даже выбрана структура для подготовки продажи активов оператора.

Стефанюк обращает внимание на «спящий» актив «Тримоб», в распоряжении которого на сегодняшний день находится единственная 3G-лицензия в стандарте UMTS. Это скрытая угроза для любого инвестора, поскольку в любой момент он может оказаться в руках одного из игроков рынка украинской мобильной связи.

По одной из версий Стефанюка, интерес к «МТС-Украина» могут проявить местные инвесторы, тем более, что это готовый успешный бизнес. «Риски – олигархический капитал оппозиционных сил может зайти в структуру «МТС», – подтверждает Минич. – В нашей текущей ситуации стратегических инвесторов из-за границы нет и не будет. Это я точно знаю».

«Еще одним объяснением действий «МТС» может стать желание переоформить часть бизнеса на подставную компанию без явной доли российского капитала», – говорит Стефанюк. В свое время таким образом Виктор Пинчук вернул «Альфа-Групп» контроль над «Киевстаром» и «Билайном». Заодно на этой операции офшор Bertofan Investments Limited украинского бизнесмена заработал на перепродаже акций VimpelCom $106,54 млн. Другой пример: в августе «МТС-Украина» возобновила предоставление услуг связи в Крыму посредством технического роуминга через местного оператора «К-Телеком». По странному стечению обстоятельств у «МТС» есть одноименная российская «дочка».

Наконец, причины продажи бизнеса можно связывать с процессами, которые сейчас происходят с основным акционером АФК «Система» Владимиром Евтушенковым. Как раз этой российской финансово-промышленной группе принадлежит контрольный пакет акций «МТС».

Показательный кейс

Минич считает, что продажа части акций «МТС» покажет реальную картину стоимости и частот, и абонентской базы. «Мое футуристическое предположение, что Кабмин получит пощечину и наконец-то осознает, что высокотехнологичные компании являются индикатором развития экономики. Если они не развиваются, то и вся экономика стагнирует», – говорит эксперт.

Сумма гипотетической сделки позволит просчитать удельную стоимость абонента и 1 МГц спектра в частотных диапазонах 900 МГц и 1800 МГц. Далее с помощью коэффициентов разницы стоимости GSM и UMTS несложно вывести реальную стоимость 3G-частот.

«Если никто не захочет покупать, это станет еще более ярким сигналом для Кабмина, президента и вообще всей страны, – уверена Минич. – Тогда надо будет не вспоминать про санкции и 50% «русского» капитала, а отдавать 3G-лицензии операторам и молиться на них. Чтобы они вливали деньги в строительство сети, создание инфраструктуры в районах и селах, создавали рабочие места и несли социальную нагрузку вместе с государством».

Джерело:   http://forbes.ua/
1288
22.10.2014
 
 
 

Стрічка новин