Пока ЕС, США и другие страны, включая Австралию и Японию, вводят санкции против российских банков, Нацбанк продает им дефицитную валюту из собственных резервов. Кроме того, в НБУ не собираются вводить против российских финучреждений какие-либо ограничительные меры. Там даже не планируют судиться с братским государством за потерянные в Крыму 4 млрд грн. наличных денег и другие незаконно конфискованные активы.
23 сентября в валютном аукционе, по данным НБУ, победу одержал 21 банк из 173 действующих в стране. Сколько всего из них претендовало на покупку государственных долларов по льготной цене, достоверно неизвестно.
Нацбанк сообщает, что удовлетворил 38 из 67 поданных заявок на общую сумму 111,9 млн долл. При этом валюта из резервов НБУ продавалась по курсу 13,75-14,25 грн./долл. В тот же день эти доллары можно было перепродать на открытом рынке по 14,7-14,9.
Кто и в какой пропорции купил доллары из резервов НБУ, чиновники тщательно скрывают, ссылаясь на банковскую тайну. Хотя очевидно, что это всего лишь попытка скрыть возможные коррупционные моменты, которые практически неизбежны, когда речь идет о дележе чего-то очень дефицитного, да еще и по льготной цене.
Среди победителей конкурса были замечены и банки с российским капиталом. Сколько именно они купили валюты из резервов Нацбанка, и по какому курсу, в ведомстве не сообщают. Но вынуждены признать, что сам факт таких сделок имел место.
"Среди победителей (валютного аукциона 23 сентября. – Автор) есть банки с участием российского капитала", – подтверждают в пресс-службе НБУ.
Удивляет другое. Почему Нацбанк продает россиянам валюту из собственных резервов? В то время как санкции против российских госбанков в связи с войной в Украине ввели почти все цивилизованные страны, включая далекую Австралию и Японию. ЕС и США фактически перекрыли доступ к своим рынкам капитала для пяти крупнейших российских госбанков — Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка (владеет в Украине Проминвестбанком), Россельхозбанка и Газпромбанка.
Не секрет, что те страны, которые пытаются остановить войну России против Украины путем жестких санкций, сами же несут серьезные убытки. Но делают они это, как ни странно, в интересах Украины. Но в это же время Нацбанк продает валюту, которая принадлежит государству, россиянам. Выглядит это дико.
Страны, которые ввели санкции против России в связи с войной в Украине
Санкций не будет
10 сентября Президент Петр Порошенко подписал Закон "О санкциях". Но никто никаких санкций против России так и не ввел. Согласно документу, ограничительные меры принимаются на заседании СНБОУ и вводятся указом президента. При этом предложения относительно тех или иных санкций подаются самим президентом, парламентом, Кабмином, СБУ или Нацбанком. То есть в отношении банковского сектора пакет санкций должен готовить Нацбанк. Но он ничего не готовит и не планирует.
По словам наших источников в НБУ, там никто даже не поднимал эту тему. Более того, по словам нескольких банкиров, новое руководство НБУ имело отдельную встречу с руководством российских госбанков в Украине, где им была обещана полная неприкосновенность. "Им четко сказали, что трогать их никто не будет", – говорит предправления крупного банка, пожелавший остаться неназванным.
Письменные вопросы редакции относительно планов по введению санкций против российских госбанков, направленные в СНБОУ и в Нацбанк, остались без ответа. Более того, нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева в своих многочисленных интервью даже ставит в пример российские госбанки в Украине. Подобное отношение Нацбанка к российским госбанкам частично прояснил не кто-нибудь, а сам Владимир Путин.
"Насколько я себе представляю, отношения с Центральным банком Украины у нас вполне партнерские", – заявил Владимир Путин на недавней встрече с председателем правления ВТБ Андреем Костиным.
Более того, В.Путин уверен, что российские банки должны продолжить работу на территории Украины, несмотря на миллиардные убытки. Согласно официальному сообщению, таким образом Путин якобы беспокоится, чтобы украинская экономика не завалилась без подконтрольных ему банков. Хотя есть и другая версия — российские госбанки нужны Кремлю в Украине для финансирования сепаратистов и усиления влияния на стратегические отрасли экономики.
О полной лояльности Гонтаревой к Путину говорит и нежелание подконтрольного ей ведомства судиться со страной-оккупантом. До сих пор чиновники Нацбанка ничего так и не предприняли для того, чтобы взыскать в судебном порядке убытки, понесенные еще в связи с оккупацией Крыма. И в свете последних событий вряд ли будут пытаться это делать в дальнейшем.
Прошло уже больше 9 месяцев с момента оккупации Крыма Россией. В мае этого года самопровозглашенная власть на полуострове конфисковала у Нацбанка все имущество, включая 4 млрд грн. наличных денег в Симферополе.
Тогда чиновники НБУ, которым руководил Степан Кубив, то ли по халатности, то ли по сговору не стали спасать наличные средства. Они предпочли подарить их братскому народу.
Нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева утверждает, что 3,9 млрд грн. наличных, находившихся на момент аннексии в хранилище НБУ в Симферополе, там и остаются под охраной российских спецслужб.
Вот только о попытках Нацбанка вернуть эти деньги пока ничего не слышно. Так же, как и попытках возместить ущерб правовым путем. Хотя это только часть потерь. Создается впечатление, что нынешнее руководство Нацбанка в этом абсолютно не заинтересовано и просто боится ссориться с Россией. Хотя для юридической защиты собственности НБУ и банковской системы на оккупированных территориях существует целый арсенал.
"Во-первых, как ни странно, можно попробовать обратиться в российский суд. Во-вторых, можно обращаться в украинский суд, так как вред активам украинского банка причинен на территории Украины. Третий вариант: обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), – говорит юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин. – Хорошо обоснованная жалоба будет иметь в Евросуде неплохие перспективы. Большим преимуществом этого суда также является очень низкая стоимость производства, буквально несколько десятков тысяч долларов даже в наиболее сложных делах".
Существуют и более дорогие, но и более эффективные варианты. "В ЕСПЧ дело может рассматриваться 5-6 лет, если жалоба не попадет в приоритетные. Есть альтернатива — например, Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты может принять решение на протяжении полутора-двух лет. Данное решение может быть исполнено после прохождения процедуры его признания в суде по месту его исполнения, то есть в любой юрисдикции, где находятся принадлежащие государству Россия активы", – добавляет партнер адвокатского объединения "СК Груп" Юлия Курило.
Более того, Украина уже давно могла бы арестовать активы РФ на своей территории в обеспечение поданных исков. "Правительство Украины, в том числе и НБУ, могут обратиться с соответствующими исками к Российской Федерации и в рамках данных производств просить наложения ареста на активы РФ в Украине. Кроме того, правительство может подобные ограничения при желании уже ввести и сейчас с целью обеспечить дальнейшее исполнение решения суда", – утверждает старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.
Банки, похоже, утратив веру в расторопность госорганов, пытаются самостоятельно отсудить утраченное на территории Крыма имущество. Так, например, ПриватБанк уже готовит иски против России. Правда, в какие именно суды они будут направлены и на какую сумму, пока неизвестно. "Идет скрупулезная работа по корректной оценке (ущерба. – Ред.). До ее завершения и подачи иска мы не можем комментировать эти цифры", – говорит председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет.
В Минюсте утверждают, что еще 13 марта правительственным уполномоченным по делам Европейского суда по правам человека была подана в ЕСПЧ межгосударственная жалоба на незаконные действия Российской Федерации на территории Крыма.
При этом в министерстве оценивают убытки Украины от аннексии полуострова в 1,2 трлн грн. Хотя с учетом девальвации эта сумма явно должна быть в полтора раза больше.
В самом же Нацбанке оценивают потери от аннексии Крыма весьма скромно. Так, например, по данным НБУ, его потери на полуострове без учета наличных денег составили всего 680 млн грн. Кроме того, Нацбанк подтвердил потери всех банков в Крыму на сумму 16,7 млрд грн. То есть это всего 1% всех потерь Украины на полуострове, исходя из оценок Минюста.
Примечательно, что на момент оккупации Крыма активы банков на его территории составляли минимум 24 млрд грн.
Данные ассоциации "Крымский банковский союз"
Почему Нацбанк оценил потери банков в Крыму исходя из минимальных расчетов, остается загадкой. "Методики оценки ущерба могут быть разные. Проще всего определить прямой ущерб (рыночная стоимость утраченного имущества, например, в результате национализации). Сложнее всего посчитать и доказать косвенный ущерб (неполученная прибыль и т. д.). Тут существуют экспертные методики, обоснованность и научность которых будет предметом оценки со стороны суда, на рассмотрении которого будет находиться соответствующий спор", – поясняет Юлия Курило.
Алексей Комаха