Не говорит и не показывает Украина

Не говорит и не показывает Украина

Никогда ранее (это у нас теперь часто) с таким двойственным чувством не ждала поздравительного спича президента Украины ко Дню независимости.

Даже без социсследований знаю — ожидающих обнадеживающего посыла главы тяжело раненной и местами ампутированной Украины в аннексированном Крыму много. И ждут они адресного посыла, потому как все, что было ранее — было рассчитано на иную публику. Все эти "Крым был, есть и будет" адресовались, в первую (да и последнюю) очередь кому угодно — России, Западу, избирателям в Украине — но только не крымчанам. И легко предположить, почему. Во-первых, потому что этой целевой аудитории надо дать ответ на пару простых вопросов: как и когда?

Кроме размытых (однажды, после войны на Донбассе) и фантастических (когда Украина станет процветающей, Крым сам вернется), ответов у политиков нет. Ни у кого. И нет четкого сигнала, позволяющего думать, что в Киеве этот ответ, по крайней мере, ищут и действуют по плану. Или он найден, но это — военная тайна? 

Во-вторых, как видится, никто в украинском топ-политикуме толком не представляет — кто она, эта целевая крымская аудитория? Кто они, собственно, эти "граждане Украины, проживающие на временно оккупированных территориях"? Кого должен видеть перед собой президент, обращаясь к жителям Крыма и каких слов от него ждут? И наоборот — чего ждет и должен ожидать от крымчан Петр Порошенко?

Добротной социологии не хватает не только руководству страны — ее не хватает гражданам Украины, причем всем, а не только живущим на утраченном полуострове. Чтобы не на ощупь — не по говорящим знакам в одежде и аксессуарах, не по ночным надписям на заборах, не по постам в соцсетях, не по душевным разговорам в такси или купе поезда Симферополь—Киев понимать: сегодняшний Крым — это Украина или Россия? Или ни то и ни другое (вполне возможный вариант). Если, конечно, подразумевать, что Крым — это не только территория, которую нужно вернуть, но и люди, которые должны этого хотеть. Поэтому Киеву надо четко знать — что думают в Крыму о его действиях (и бездействии), какие решения не терпят отлагательства и на какую поддержку со стороны крымчан он может рассчитывать. 

И наоборот — "украинский Крым" должен уверенно знать, что их вопрос — в повестке дня не только Совбеза ООН, но и правительства отгороженной от него страны, иметь возможность обсуждать и даже принимать участие в подготовке решений, его касающихся, и видеть время и место приложения собственных усилий. Все это покажется простым и очевидным, если только перестать воспринимать Крым как огромную проблему, а ее нерешаемость — обузой и тормозом для страны, а увидеть и узнать людей, которые с тобой, на самом деле, одной крови. 

ZN.UA связалось почти с десятком крупнейших социологических центров Украины с целью узнать, не проводились ли ими в последние месяцы исследования в аннексированном Крыму. Во всех, ссылаясь на сложности организационного или ресурсного плана, ответили отрицательно. Возможно, мы не все знаем, а отсутствие положительного ответа или публикаций результатов опросов — не показатель того, что их не было. А вот то, что в Крыму проводятся закрытые российские соцопросы, причем ежемесячно и не одной структурой, — давно не тайна. Симферополь — маленький город с довольно критичным к сегодняшнему своему бытию населением, которое по привычке, привитой за десятилетия "жизни при Украине", открыто делится впечатлениями и выводами. Регулярные замеры "температуры" аннексированного Крыма проводят самые крупные "градусники" — ВЦИОМ, Левада-Центр, Фонд общественного мнения. На их сайтах в открытом доступе есть результаты исследования мнений россиян о присоединении Крыма, однако данных в разрезе самого Крыма найти не удалось. Со слов опрашиваемых известно, что российские социологи замеряют отношение крымчан к широкому спектру вопросов: от оценки социально-политической ситуации на полуострове до оценки собственного благосостояния.

Крымчан просят оценить качество работы чиновников по всей вертикали — от президента Путина до городских/районных руководителей "новых субъектов" РФ. Особый интерес представляют вопросы, призванные уточнить (закрепить?) самоидентификацию жителей Крыма. В одном из исследований задавался вопрос о национальности респондентов. Вариантов ответа было всего четыре — русские, украинцы, крымские татары и иное. По словам, скажем так, российского коллеги, который был ознакомлен с результатами, ответы на этот вопрос его, знающего структуру населения полуострова, озадачили: почти четверть опрошенных по всему Крыму своей национальностью указали несуществующую — "крымчане". Есть о чем задуматься, однако.

Конечно, украинские социологи (как и журналисты, и правозащитники) могут столкнуться с массой проблем при проведении исследований в Крыму. Но, с другой стороны, никто ведь, похоже, еще и не пробовал! И если потребность есть, значит, надо искать возможности. Напомним, что в апреле, когда российская пропаганда, прокладывая в головах местных жителей путь своей спецуре на Юг и Восток Украины, внедряла в сознание существование "мятежного Юго-Востока", журналисты ZN.UA проделали за государственных мужей неоценимую работу. Составленная ими анкета была положена в основу исследования Киевского международного института социологии , которое было проведено в восьми областях — Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской. Изучение общественного мнения дало поразительный результат — никакого "Юго-Востока" с сепаратистскими настроениями не существует. Вернее, он существует только во вражеской пропаганде и российском телевизоре. И ценность этого исследования, как теперь видится, не только в том, что миф кремлевских технологов не смог закрепиться, и не только в том, что жители восьми областей смогли увидеть себя в этом зеркале. Но и в том, что обитатели остальной части Украины смогли узнать — кто есть и чего хотят люди, населяющие Юг, Восток и каждую область в отдельности. И, кажется, именно сейчас самое время узнать, кто есть на сегодня Крым, чтобы развеять как чужие мифы, так и собственные иллюзии.

Проверено на себе: стоит на материке человеку, тебя не знающему, сказать, что ты из Крыма, как тут же последует вопрос с соответствующей интонацией: "Ну, что вы там, прозреваете?" Попытка объяснить, что многие в принципе и не слепли, а даже настойчиво просили Киев протереть государственные очи, порождает следующий, закономерный: "Так чего ж вы тогда на референдуме поголовно проголосовали?!" Ну и жестко, но справедливо: "Если бы вы в Крыму тогда сопротивлялись — у нас бы войны не было!"

Обида взаимная — на полуострове многие уверены, что Крым сдали, продали, им расплатились. Кто, кому и за что — вариантов много, вплоть до всемирного заговора. Однако отрыв от Украины весьма условен, но это видно только отсюда и снизу. Готова поспорить, что мало кто за пределами Крыма может себе представить, что люди с оккупированной территории специально ездят в Киев, чтобы проведать в госпитале раненных в боях за Донбасс ребят и передать им деньги на лечение или продукты. Совершенно незнакомых, а увиденных, к примеру, в сюжете украинского канала. Что 565 очень знакомый крымчанам номер. Что многие этнические русские оказались бОльшими украинцами, нежели этнические украинцы (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на списки детей в сохранившихся украинских классах). Что формула "все нормальные уехали, остались одни колорады" неверна ни для Донбасса, ни для Крыма. А уж рассказы о том, что граждане Украины на полуострове сегодня больше столичных политиков и чиновников ратуют за жесткие санкции в отношении Крыма , то есть — за ухудшение своего и без того непростого положения, и вовсе в Киеве на веру не принимаются. 

У центра с автономией всегда была плохая коммуникация. Чаще всего — торги, которые закрепляли очередной "договорняк" между "элитами". Сейчас украинский Крым и Украина друг друга, кажется, вообще почти не слышат и не видят. Порадовала мало замеченная СМИ новость: в Херсоне завершается оформление нового крымского представительства Концерна РРТ, которое планирует установить польские аналоговые передатчики, бесплатно переданные Украине. Цель понятна — обеспечить трансляции украинских телеканалов на часть территории Крыма с территории Херсонской области. Что ж, степной Крым (а именно там проживает много этнических украинцев и крымских татар) можно "накрыть". Но главное — какие сигналы оттуда будут проистекать. Нет, я не призываю украинское руководство каждое утро по-ельцински спрашивать себя: "Что я сделал для возвращения Крыма ?" Просьба к первым лицам простая: всякий раз, обращаясь к народу Украины, вспоминать, что в Крыму находится его часть. Как говорят, в горе и в радости. Как это, к примеру, делает грузинский премьер Ираклий Гарибашвили. 27 июня в Брюсселе он призвал жителей Абхазии и Южной Осетии воспользоваться возможностям только что подписанного соглашения об ассоциации с ЕС, пообещав им, гражданам Грузии, "все блага европейского рынка, визового режима, европейского образования". 

Второе, чего ждут от первых лиц Украины не только в Крыму, — запрета себе и чиновникам врать. Возведение лжи в разряд госполитики — одно из самых главных отличий "сильной" России от "слабой" Украины, которое уже вдоволь распробовали на вкус жители Крыма. Не надо учиться дурному, особенно пытаясь применять отработанные во время выборов грязные политтехнологии вместо профессиональной контрпропаганды. Не надо оправдывать собственную неадекватность и безответственность в первые недели оккупации тем, что защищать и отстаивать Крым было некому. Было! Особенно в первые дни, когда "зеленые человечки" еще не расплодились, а вышедших к захваченному зданию ВР автономии пророссийских активистов не хватало даже для приличной картинки для российских ТВ, и переодетых военных стали завозить автобусами из Севастополя, а "спецтуристов" — военными бортами из России. Что помешало Киеву провести АТО применительно ко всего лишь паре сотен спецназовцев, забаррикадировавшихся в двух админзданиях? Боязнь, с одной стороны, взять на себя ответственность и, с другой, — готовность переложить ее на Запад, обещавший решить проблему дипломатическим путем. Только не провоцируйте Путина на прямое вторжение! — висели на руках только пришедших к власти руководителей Украины европейские лидеры, в упор не замечая, что вторжение уже произошло. Только не провоцируйте, Запад нам поможет! — висели украинские политические лидеры на руках руководства Меджлиса, попутно путаясь во вводных военачальникам, а те — командирам воинских частей, при этом на весь мир заявляя: у нас нет армии, чтобы защищаться. Ложь, порожденная отсутствием политической воли и некомпетентностью, помноженная на политическую коррупцию, проявившуюся в назначения на должности в секторе безопасности по партийным квотам. 

В общем, возвращение Крыма (и людей, и территории) должно начаться с правды. Во-первых, о его потере, какой бы болезненной она ни была, и недопущением к высоким постам тех, кто в этом повинен. Своего рода самолюстрация власти. С этой точки начнется возобновление доверия людей друг к другу, без чего невозможно движение навстречу как самый желанный, бескровный вариант сшивания страны. А все остальное сделают реальные реформы и борьба с коррупцией. Это вернет доверие людей к государству и тем, кого мы уполномочили им управлять. Блестящее начало для этого движения — на поверхности и у всех в Крыму на устах. У многих украинских топ-чиновников и политиков, включая президента и руководство его администрации, а также дружественных им и не очень олигархов на оккупированных территориях есть разной крупности бизнес. Отказ перерегистрироваться по российским законам и платить налоги оккупантам — прекрасная возможность для демонстрации солидарности с людьми, готовыми отдать не имущество — жизнь за Родину. Кто первый?

Источник: domik.ua

1206
26.08.2014
 
 
 

Стрічка новин