Экономика Украины никогда не была в хорошей форме. Она похожа на человека, который ежедневно обещает себе бросить курить, начать заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. А дудки – каждый день начинается с сигареты, а заканчивается тройкой шоколадных батончиков. И однажды наступает решительный кризис – то ли вынужденный визит к врачу, то ли просто поход на пляж, когда вылезают на свет божий все дряблые мышцы и складки обвисшей кожи. Для украинской экономики таким кризисом стала война и огромные средства, которых требует проведение АТО.
Украинцам пришлось самим принимать непосредственное участие в восстановлении армии – причем, экстренными темпами и чуть не в прямом смысле “под прицелом”. За 2,5 месяца украинцы пожертвовали 120 млн грн на армию – итоги этого сбора средств были подведены в мае. Впоследствии в разных областях проводились свои сборы средств и вещей первой необходимости для земляков, которые отправлялись в восточные области Украины, где проходит АТО. Однако, если сравнить масштабы расходов – один взорванный БТР означает минус около 1,5 млн. дол., а ИЛ-76, сбитый в Луганске, это минус 27 млн. долл. – становится понятно, что это просто слезы, по сравнению с океаном. Более подробно и понятно о том, как разрушалась обороноспособность Украины, можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.
Военное положение, в котором находится Украина, безусловно затронуло уже карман каждого украинца, констатирует председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. “Это произошло и из-за очень глубокой девальвации гривни, фактически на 50% по сравнению с началом года. Это произошло из-за значительного повышения цен по всей экономической системе, начиная от коммунальных тарифов и заканчивая ценами на продукты питания. Безусловно, сейчас украинцы предоставляют власти определенный кредит доверия, определенный запас времени на то, чтобы она нормализовала общественную жизнь, в том числе – экономическую. Поэтому нет в принципе глубоких социальных акций протеста, потому что подавляющее большинство украинцев понимают, что война – это война, и во время войны невозможно ожидать улучшения социально-экономической ситуации. Такого улучшения во время войны не может быть ни в коем случае. На такое улучшение мы можем рассчитывать только после завершения войны”, – считает он.
Первые ласточки
Зарождаться изменения начали в военно-промышленном комплексе Украины, что не удивительно, учитывая текущую ситуацию. “Развитие вооруженных сил в целом также происходит экстренно и принудительно. Это побуждает к тому, чтобы мы подняли из ящиков и сейфов научные решения, в частности в военной сфере, которые не внедрялись годами или десятилетиями. Подняли несколько военных заводов, которые сейчас в срочном порядке выполняют заказы на нужды войны, АТО. Эта война даст прежде всего экономические результаты. В том плане, что она будет стимулом для того, чтобы в Украине наконец начались настоящие реформы. Потому что без реформ украинское государство дальше существовать, а тем более развиваться, не сможет”, – убежден Андрей Новак.
“Безусловно, без решения военной ситуации, без перехода страны к состоянию мира, невозможно говорить о фактических инвестициях в Украине, причем не только иностранных, но и отечественных бизнесменов, нельзя говорить о росте валового внутреннего продукта и нельзя будет говорить о развитии страны как таковой. Поэтому задача №1 – это достичь мира, но я надеюсь, что по итогам этой войны с РФ, Украина получит очень серьезный толчок для развития. В отличие от Российской Федерации, которая по итогам этой войны в любом случае получит деградацию своей страны”, – добавил эксперт.
По мнению директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, через внешние войны Россия пытается обеспечить внутреннюю стабильность. “Вспомните все исторические примеры крупных стран, которые развивались экстенсивно-экспансивно, расширялись. Страны, которые потом вовремя не сделали реформы, фактически остались странами третьего мира. Та же Бразилия, Индия. Поэтому этот поход России на запад, аннексия Крыма – это как раз решение этого внутриполитического давления. Поэтому Путин здесь в некотором смысле является заложником ситуации. Без модернизации – это упадок. Поэтому Россия выйдет из этой войны не очень хорошо”, – пояснил он.
Вступать в переговоры с Россией один на один Украине не стоит, ведь это обернется полным поражением. “Это может быть только при посредничестве тех же США, Евросоюза. Желание или нежелание сегодняшнего украинского руководства закончится только провалом. Мы должны четко артикулировать свои интересы – возвращение Крыма, вопрос коллективной безопасности, экономические вопросы. Мы никогда не обыграем российскую дипломатию, с точки зрения сегодняшнего дня”, – отметил он.
Ситуацию будет спасать экспорт зерна
Вытягивать экономику страны снова будет аграрный сектор. Экспорт украинских зерновых увеличился на 42% по сравнению с предыдущим маркетинговым годом. В предыдущем МГ Украина экспортировала 9,4 млн. т. пшеницы, 20,1 млн. т. кукурузы, 2,5 млн. т. ячменя.
“Надо сказать, что и в этом году аграрный сектор, как и в прошлом году будет тем сектором, который поможет украинской экономике не обвалиться окончательно. Он не будет вытягивать нас на развитие, но будет держать нас на плаву. Безусловно, что экономика Донбасса – это 15% ВВП и 25% нашего экспорта, которого не будет уже в 2014-м году, потому что экономическая жизнь на Донбассе постепенно сворачивается. Но вся эта ситуация нам в итоге пойдет на пользу. Мы вынесем из этого, в том числе, экономические уроки. Мы вынуждены будем значительно разнообразить свой валовый внутренний продукт, вынуждены будем искать новые рынки сбыта на замену российскому, который очевидно будет для нас постепенно закрываться. Наши производители вынуждены будут модернизироваться, другого выхода у них просто не будет”, – отметил Новак.
То, что надо менять в первую очередь
Однако, без нормальной внутренней экономической политики никакие финансовые пособия, соглашения с ЕС не помогут. Поэтому речь должна идти об изменении неэффективной экономической модели, которой Украина пользуется уже долгие годы. Кардинальных изменений потребуют налоговый, бюджетный, трудовой, пенсионный, хозяйственный, таможенный кодексы.
Например, переход к трехуровневой пенсионной системе, в которой 2-й и 3-й уровни – накопительные, может дать то, чего сейчас не имеет банковская система в Украине – длинные деньги. “Сейчас банковская система демонстрирует свою шаткую и слабую позицию, когда мы видим очередной банковский кризис, когда лопается очередной банк. Пока в банковской системе не будет длинных денег, эта банковская система не будет инвестировать в реальные секторы экономики. Потому что ей нечем. И нас постоянно будет бросать в банковские кризисы через три-четыре года, циклически, когда мыльный пузырь, который мы надуваем потребительским кредитам, лопается. Мы уже на эти грабли становимся не первый раз, но выводов не делаем. А всего-то надо дать банкам длинные деньги”, – пояснил эксперт.
“Это лишь один из элементов тех настоящих реформ, без которых нам не обойтись”, – добавил он. “Конечно, гораздо проще прийти на должность и возглавить готовую коррупционную схему, получать с нее деньги. Единственное, чего сейчас не хватает – это политической воли для изменений. А перечисленные кодексы реально прописать за месяц, если над ними работает команда юристов”, – отметил Новак.
Пока что война является универсальным прикрытием и отмазкой от любых изменений – но и основной причиной их внедрять. И заигрываться на этой тонкой грани очень опасно, ведь можно впоследствии оказаться королем – но уже без королевства.