На прошлой неделе в Украине сформировался новый Кабинет министров. От новой власти ждут реформ и полной перезагрузки многих сфер жизни. Ждут изменений и в системе образования. Как известно, новым министром образования стал президент Киево-Могилянской академии 48-летний Сергей Квит, который известен своими прогрессивными взглядами на учебу и критикой деятельности бывшего министра Дмитрия Табачника.
«Вести» пообщались с экспертами в сфере образования о том, какие изменения стоит внедрить новому министру. В частности, нашим собеседником была Инна Совсун. На момент разговора она возглавляла Центр исследования общества, однако уже в пятницу была назначена первым заместителем министра образования. Тем более интересно узнать ее мнение о необходимых реформах, ведь в данном случае их можно рассматривать не как некие фантастические прожекты и рекомендации, а как возможные будущие шаги нового правительства.
«План действий министерства будет обнародован в ближайшие дни. В первую очередь наши действия будут направлены на обеспечение максимальной открытости, прозрачности и публичности принятия решений на всех уровнях, начиная с министерства. Только так борьба с коррупцией может быть действительно эффективной, — написала на своей странице в Facebook Инна Совсун. — Также очень важно понять, кто были главными участниками предыдущих коррупционных схем, чтобы быть уверенными, что эти люди не будут работать дальше в системе МОН».
ЛЮСТРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
По словам экспертов, одно из первоочередных заданий для нового министра — провести люстрацию в сфере образования.
«Образованию нужны новые грамотные менеджеры, которые умеют управлять и готовы конструктивно критиковать деятельность власти. Считаю, что необходимо пересмотреть кандидатуры тех людей, которые в данный момент занимают руководящие должности в вузах, школах и других образовательных структурах. Многие из них дискредитировали себя: специально тормозили реформы в образовании (например, принятие нового закона «О высшем образовании»), беспрекословно выполняли указания сверху, запятнали свою репутацию участием в политических событиях… Это далеко не полный список», — говорит директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук.
По его словам, необходимость кадровых изменений подтверждается тем, что произошло и происходит в НМУ им. А. А. Богомольца, КИСИ, Ужгородском национальном университете: «Если студенты, педагогический коллектив требуют изменений, то к ним стоит прислушаться. Но, конечно, смена власти должна происходить легитимно».
ФИНАНСОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Пользу может принести изменение системы финансирования учебных заведений — как вузов, так и школ.
«Если бы деньги выделялись не на содержание вузов, а на подготовку специалистов, которые действительно необходимы украинскому рынку труда, то вопрос количества высших учебных заведений решился бы автоматически. Невостребованные среди абитуриентов университеты сами закрылись бы или были бы вынуждены улучшать свою подготовку», — говорит Игорь Ликарчук.
Что касается школ, то, по словам независимого эксперта в сфере образовательной политики Виктора Громового, показательным в этом плане может быть опыт образовательных реформ в Грузии: «Каждый ученик получает ваучер на образование и имеет право выбрать любую школу. Сумма ваучера зависит от того, где находится учебное заведение, например, в городе, селе или горной местности (здесь сумма самая большая). Также эта страна перешла на т. н. «подушевую» систему финансирования — то есть школа получает ровно столько денег, сколько в ней учеников. Это работает, так как стимулирует школы совершенствоваться, чтобы привлекать больше учащихся. Да и средства в таких условиях распределяются более прозрачно».
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Развитая система контроля качества образования позволит разрешить сразу несколько проблем — проблему качества, коррупции в образовании и покупки дипломов.
«Для этого необходимо создать внешний орган, не зависимый от МОН и других органов, — считает Игорь Ликарчук. — И не нужно изобретать велосипед, достаточно просто перенять европейский опыт. Во многих странах существуют независимые агентства, спектр их деятельности широк — от проведения опросов, составления рейтингов учебных заведений до их аккредитации».
По словам Ликарчука, такая независимая организация могла бы внедрить что-то наподобие ВНО для бакалавров, по результатам которого они получат дипломы, и для поступающих в магистратуру.
СВОБОДУ УЧИТЕЛЯМ И ШКОЛАМ
В среднем образовании, по словам Виктора Громового, тоже должна произойти децентрализация: «Школы, как и вузы, должны иметь возможность самостоятельно принимать решения и распоряжаться финансами. В той же Грузии ликвидировали все управления образования. Между МОН и школами не стало посредников. И когда перестали проводиться ненужные заседания, отнимающие время, педагоги стали организовывать интересные события».
«Еще в школах необходимо отказаться от книжной обязаловки. Школы вместе с родителями должны сами решать, по каким учебникам учиться», — соглашается Игорь Ликарчук.
Еще, по мнению экспертов, школам стоит дать свободу в системе повышения квалификации учителей.
«Раз в пять лет педагоги обязаны пройти обучение на госкурсах. Сказать, что программы там устаревшие и неэффективные, — ничего не сказать, — говорит директор Киевского лицея бизнеса, ответственный секретарь Ассоциации руководителей школ Людмила Паращенко. — Но если учителям дать выбор, где повышать квалификацию (например, есть много частных центров, где можно пройти интересные тренинги), а средства на это отдать школам или местным органам образования, то вся эта система работала бы более эффективно».
В ВНО — БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА
Несмотря на то, что внешнее независимое тестирование поддерживают многие, все же, по словам экспертов, его необходимо немного реформировать.
«Стоит сделать ВНО более чувствительным к творческим способностям абитуриентов, добавив в него задания открытого типа. Не стоит поступление в вузы сводить только к решению шаблонных, тестовых заданий. Из-за этого страдают аналитические, креативные способности учеников, не развивается их умение мыслить, решать нестандартные задачи, — говорит ректор НТУУ «КПИ» Михаил Згуровский. — Например, больше половины абитуриентов, которые на тестах по математике и физике получили 180 баллов, не сдают первую сессию в КПИ по этим предметам. Конечно, это связано не только с ВНО, но и с ухудшением качества подготовки по этим предметам в школе».
«Ежегодно проверяя уровень знаний первокурсников, мы тоже заметили, что уровень поступающих снизился, — говорит проректор по научно-педагогической работе КНУ им. Т. Шевченко Владимир Бугров. — Нужно серьезно взяться за среднее образование, повышать материальный статус учителя и привлекать серьезные инвестиции в школы. Например, в большинстве из них нет нормальных лабораторий по физике, химии».
СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА
На сегодняшний день в Украине — около 825 вузов, включая профессионально-технические учебные заведения.
«Это много, — считает Игорь Ликарчук. — При этом жизнедеятельность части этих вузов поддерживается государством искусственно, хотя в реальности они не дают качественной отдачи. Некоторые из них во многом обязаны своим существованием тем абитуриентам, которые сдали ВНО на уровне 124 баллов и никуда не поступили. Большой вопрос, зачем поддерживать такие учебные заведения».
То же и с филиалами университетов. «Качество преподавания в филиалах нередко оставляет желать лучшего. Не говоря о численности студентов, их может быть всего пару сотен, что говорит о том, что острой нужды в том или ином филиале нет», — говорит глава Центра исследования общества Инна Совсун.
Эксперты уверены: число высших учебных заведений необходимо оптимизировать, ведь раздутое их количество приводит к тому, что деньги из госбюджета тратятся неэффективно.
«Если бы часть средств не уходила на содержание слабых вузов, то они бы аккумулировались в тех университетах, которые являются мощными научными центрами», — говорит Инна Совсун.
Еще эксперты советуют новому министру обратить внимание на техникумы, колледжи.
«Сейчас во многих подобных заведениях можно получить степень бакалавра. Но качественная подготовка по бакалаврским программам возможна, только если в учебном заведении сформированы научные школы, традиции. А ни в колледжах, ни в техникумах их нет, — говорит Михаил Згуровский. — Этим заведениям вовсе не обязательно быть в системе высшего образования, стремиться сравняться с университетами. На рынке труда есть большая потребность в высококвалифицированных специалистах рабочих специальностей. Колледжи с техникумами могут достойно занять нишу по их подготовке».
Структурную реформу, по мнению экспертов, стоит провести и в школах. «Например, малокомплектные школы (в Украине их около 4500) там, где это возможно, должны объединяться. Опять же, чтобы средства из бюджета тратились более эффективно. Да и это позитивно повлияет на качество образования», — говорит Инна Совсун.
ВУЗАМ — АВТОНОМИЮ И ЗАКОН
Еще одно важное задание — расширить автономию вузов и школ, сделать их менее зависимыми от Минобразования.
«Вузы не должны каждый свой шаг согласовывать с МОН. Множество хороших инициатив просто-напросто умирает из-за этого, — говорит проректор КНУ им. Т. Шевченко Владимир Бугров. — Например, сейчас, чтобы пригласить на работу иностранного преподавателя, университет должен объяснить службе занятости, почему эти же обязанности не может выполнять украинец. Не говоря уже о признании его дипломов об образовании».
«Автономия вузов оживит систему образования, — уверен Михаил Згуровский. — Например, если упростить процесс внедрения новых специальностей, то вуз в сотрудничестве с работодателями сможет более быстро и гибко реагировать на потребности рынка труда. Зарубежные вузы, имея большую автономию, могут позволить себе каждый год открывать новые направления подготовки. У нас же этот процесс обрастает бюрократической волокитой. Также университеты должны получить право самостоятельно признавать зарубежные дипломы и степени. В нынешних условиях, например, украинец–выпускник Гарварда, который хочет работать в украинском вузе, не может это делать, так как должен пройти длительную процедуру признания зарубежного диплома. А, к примеру, процедура признания степени PhD (доктор философии. — Авт.) может затянуться на несколько лет».
Также, по словам Згуровского, вузам необходимо разрешить более свободно распоряжаться финансами, которые они зарабатывают: «Сейчас все расчеты вузов проходят через Казначейство, которое нередко задерживает проплату того, в чем нуждается учебное заведение (например, нового оборудования для выполнения научно-исследовательских работ). Из-за этого мы не можем оперативно выполнять технические проекты, которые заказывают нам бизнес-структуры. Вузы ограничены в своей финансовой деятельности, и компании не видят в университетской науке полноценного партнера».
«Значительное расширение автономии вузов прописано в новой редакции закона «О высшем образовании», который уже давно следует принять, так как действующий закон отстает от времени», — говорит ректор Львовской политехники Юрий Бобало.
МОН ДОЛЖНО РАБОТАТЬ ПРОЗРАЧНО И СЛУШАТЬ ПЕДАГОГОВ
МОН должно заработать по-новому, считает глава Центра исследования общества и первый замминистра образования Инна Совсун: «К принятию решений нужно привлекать как можно более широкий круг экспертов. Сейчас в обсуждениях принимают участие студенческие организации, но студенты в системе образования временно, только пять лет. В отличие от учителей, преподавателей. А их организации почти не представлены в обсуждениях». Еще, по словам Совсун, для обеспечения прозрачности работы ведомства все нормативные документы должны попадать в Сеть.
КВИТ ПООБЕЩАЛ «РАЗРЕШИТЬ ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО»
Новый министр образования Сергей Квит провел первую пресс-конференцию. Пока конкретный план действий он не озвучил, но заявил, что намерен усиливать автономию университетов: «Чтобы мы работали по принципу: разрешено все, что не запрещено». Также пообещал провести расследование в отношении тех ректоров вузов, которые нарушали права студентов. Напомним, в НМУ им. А. А. Богомольца студенты требовали отставки ректора за то, что он запрещал ходить на Майдан, а в Ужгородском нацуниверситете ректора обвиняли в «недемократических методах управления».
МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Каких изменений ждут украинцы от нового министра образования. Фото 1
Дарья Либович, 4 курс, НаУКМА:
— Хочу, чтобы процесс обучения в наших университетах стал таким же, как и в европейских вузах. Например, в отличие от европейских учебников, украинские содержат в себе только теорию, нет примеров из практики. Учебники нужно либо модернизировать, либо перевести зарубежные. А лекции и семинары должны превратиться в интересные дискуссии, а не состоять из пересказов преподавателями и студентами того, что есть в учебниках. По собственному опыту знаю, что так намного интереснее учиться (Дарья училась в Таллиннском университете. — Авт.), появляется больше мотивации.
Каких изменений ждут украинцы от нового министра образования. Фото 2Станислав Дудка, 5 курс, КНУ им. Т. Шевченко:
— Диплом о высшем образовании обесценился и не дает гарантий трудоустройства. Наверное, только у ленивого в нашей стране нет степени магистра, хотя за рубежом такое образование очень высоко ценится. Чтобы вернуть престиж высшего образования, увы, необходимо принимать непопулярные реформы. Например, постепенно сокращать количество бюджетных мест (за рубежом такого понятия нет вообще — самым талантливым даются гранты, а остальные учатся платно). Возможно, если так будет и у нас, то высшее образование начнут ценить, студенты будут больше стараться. Еще я думаю, что новому министру необходимо развивать систему колледжей. Когда качество образования там повысится, а диплом будет давать такие же шансы на трудоустройство, как и вузовский, у абитуриентов появится полноценный выбор. Ведь не всем нужно, да и не все хотят идти грызть науку в университетах.
Каких изменений ждут украинцы от нового министра образования. Фото 3Андрей Рущиц, 2 курс, НПУ им. М. П. Драгоманова:
— Думаю, что новому министру стоит обратить внимание на повышение квалификации преподавателей. Например, молодых педагогов следует в обязательном порядке отправлять на стажировки в заграничные вузы или же приглашать сюда больше иностранцев. Для старшего поколения преподавателей можно организовать курсы английского языка, чтобы они могли читать иностранные научные публикации, быть в курсе последних тенденций в отрасли.
Людмила Колб