Независимая ассоциация банков обратилась в Конституционный Суд с просьбой предоставить официальное толкование положений Закона «Об исполнительном производстве» относительно размера вознаграждения специализированных торгующих организаций, осуществляющих реализацию арестованного имущества.
В обращении Ассоциации отмечается, что 2 октября 2012 г. были внесены изменения в закон «Об исполнительном производстве», согласно которым, расходы, связанные с реализацией имущества должника, не должны превышать 5% стоимости этого имущества.
«Однако Минюст разграничил понятия «затрат» и «комиссионного вознаграждения» и внес изменения в собственные нормативные акты таким образом, что размер вознаграждения торгующих организаций остался на уровне 15%, что полностью нивелировало положительный эффект принятых изменений», — сообщили в НАБУ. В итоге и кредиторы, и должники продолжают нести высокие расходы.
«Продавцы имущества фактически продолжают взыскивать за продажу имущества до 15% его стоимости. Это серьезно бьет по карману людей, и снижение комиссии могло бы существенно сократить их расходы. Заложенное имущество сейчас продается очень активно. Например, мы реализуем до сотни залогов в год, это приходится многим банкам и общие объемы продаж куда выше», — сообщил «Вестям» директор департамента по работе с проблемными активами физлиц VAB банка Дмитрий Жаданов.
Чаще всего банки взыскивают по проблемным кредитам три вида залогов: квартиры, земельные участки и автомобили. Отсуживают имущество при разном уровне выплаты: где-то заемщики погасили лишь 35-40% суммы кредита, а где-то — до 80%. «Больше случаев с взысканием залогов по крупным задолженностям, но была и история, когда человек не выплатил банку лишь 15 тыс. грн. по крупному ипотечному кредиту. А финучреждение все равно взыскало у него квартиру», — рассказал «Вестям» управляющий партнер юрфирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.
Напомним, что если речь идет о взыскании единственной квартиры заемщика, то банк, согласно действующему законодательству, имеет право взыскать ее по задолженности размером не менее 10 минимальных затрат. Сейчас это 12,18 тыс. грн.
Взысканное у заемщика имущество продается в несколько этапов. Скажем, вы выплатили банку по стотысячному ипотечному кредиту $80 тыс., и квартира изымается кредитором для погашения задолженности в $20 тыс. (после продажи квартиры, банк заберет себе только $20 тыс. и штрафы по невозврату, а все остальное обязан вернуть клиенту). Он должен ее оценить и выставить на торги. Именно их и проводят торгующие организации, снижения комиссий которых сейчас добивается НАБУ. Сейчас они берут за услуги до 15%, и вместе с обязательным 10%-м исполнительным сбором, с проданного имущества человек теряет 25% стоимости имущества.
«При этом продаваемое имущество очень серьезно уценивается — чуть ли не в половину. А потом продается торгующими организациями по заниженным ценам, иногда даже по через чур заниженным. У меня был случай, когда клиент пустил дело на самотек, и две его иномарки, рыночной стоимостью по $45 тыс. каждую, продали лишь на 100 тыс. грн. Понятно, что кто-то нажился на такой продаже, а человека оставили ни с чем», — рассказал нам Можаев.