Общественное телевидение существует во множестве стран: в Германии, Великобритании, США, Индии, Польше, Франции, Чехии и др. Однако только не в Украине, хотя дискуссии об этом ведутся по меньшей мере последние лет десять. Но дальше разговоров дело пока не шло.
Даже в России в мае этого года начало вещание общественное телевидение. Здесь по заданию правительства создали канал ОТР. Это российский федеральный канал общественного направления, который создавался в качестве альтернативы государственным. Правда, уже вскоре после запуска его начали критиковать за неактуальность, за то, что туда пришли работать все те же люди, которые раньше работали на федеральных каналах. Российские оппозиционеры и журналисты сейчас массово отказываются принимать участие в передачах ОТР.
Уже много десятилетий, еще с тех пор, как Украина и Россия входили в состав империи под названием СССР, в наших краях существует примета. Она заключается в том, что если, к примеру, в Москве пошел дождь, то в Киеве на 100% уверены, что через два дня погода испортится и дождь начнется и здесь. Или, если брать политическую жизнь, то сразу после того как в Государственной думе примут какой-нибудь не совсем адекватный закон, украинские коллеги стараются повторить его уже у себя в Верховной Раде. Похоже, с общественным телевидением тенденция повторилась. Хотя, возможно, просто совпало, что спустя месяц после старта в России общественное телевидение вдруг появилось и в Украине. Пусковым механизмом послужил скандал на украинском оппозиционном канале TBi.
Этой весной три десятка журналистов из-за несогласия с редакционной политикой покинули этот не сказать, что рейтинговый, но довольно скандальный канал. Команда в лице журналистов Романа Скрыпина, Юлии Банковой, Дмитрия Гнапа, Мустафы Найема, Сергея Андрушко, Данилы Яневского, Богдана Кутепова, Зураба Аласании, Евгения Глибовицкого, Анастасии Станко и других решили на голом энтузиазме сделать что-то свое. Правда, успеха проекту под названием Hromadske.tv, который начнет свое вещание в Интернете осенью, пока ничто не сулит. Презентованный 11 июня в Киеве, он скорее напоминает утопию: ведь у него нет ни средств, ни своей телевизионной частоты. Лишь напор и энтузиазм. Он зарегистрирован как общественная организация, и финансировать его планируют за счет пожертвований граждан и грантов. Для старта необходимо всего $300 тысяч в год: для закупки оборудования, аренды офиса, оплаты серверов и гонораров работникам.
«Прежде всего, мы рассчитываем на помощь доноров – авторитетных международных структур. Со многими из них мы уже начали переговоры. Некоторые называют это грантоедством, но мы считаем, что лучше получать грантовую помощь, чем работать на средства украинских бизнесменов и политиков, указывающих нам, что делать», – сказал на презентации журналист Дмитрий Гнап.
Вещание будет вестись на государственном украинском языке, несмотря на то, что в Украине есть территории, на которых проживают люди, практически им не владеющие. А отчет о доходах-расходах, если деньги на проект будут найдены, конечно, планируется публиковать ежегодно. Так, как это принято во всех странах, где существует общественное телевидение.
Несмотря на то, что весь смысл общественного телевидения – в незаангажированности и социальной направленности программ, здесь планируется проводить расследования. Все-таки организаторы проекта – оппозиционные журналисты, еще недавно разоблачавшие и продолжающие разоблачать власть и правительство. В общем, от общественного в проекте пока только название. Если вспомнить, на каких принципах строится то, что принято в мире называть «общественным телевидением». От коммерческого и государственного телевидение общественное отличается тем, что имеет наблюдательные советы, контролирующие вещание, социально ориентированной тематикой программ (дети, пенсионеры, спорт, культура), не разжигающие межнациональную рознь и войну. Концепция общественного телевидения также подразумевает отсутствие рекламы. Тут еще нужно учитывать, что, согласно докладу комиссии ООН по широкополосной связи, подготовленному в прошлом году под эгидой ЮНЕСКО и Международного союза электросвязи, в Украине Интернетом пользуются чуть более 30% населения. Поэтому дойдет «интернет-сигнал» под названием Hromadske.tv не до многих… Это означает, что самая социально активная часть населения, которой являются пенсионеры, охвачена не будет. Их взгляды на жизнь, как и прежде, будут программировать общенациональные каналы с засильем криминала в вечерних новостях и сериалах.
Впрочем, слабые попытки создать общественное телевидение в Украине датируются далекими постреволюционными «оранжевыми» годами, когда в обществе вовсю звучали призывы к демократии и журналисты покидали каналы из-за давления на свободу слова. Еще во времена правления президента Виктора Ющенко много говорилось на эту тему, но сделано ничего не было. А организаторам нынешнего проекта под названием Hromadske.tv без помощи государства никак не обойтись. Вряд ли кто-либо из владельцев коммерческих каналов в Украине рискнет заняться таким сложным и проблемным делом.
И вот еще интересная деталь. Не успели журналисты проекта Hromadske.tv покинуть канал TBi, как его генеральным продюсером тут же был назначен бывший исполнительный директор российского канала «Дождь» Вадим Гарнаев. Сообщение о его назначении появилось на сайте канала TBi в день презентации Hromadske.tv. Как сообщила в тот день пресс-служба канала, свеженазначенный генпродюсер пообещал, что TBi отныне станет «истинным украинским общественным телевидением». Конкуренция – двигатель прогресса. Кто знает, может, у одной из конфликтующих сторон что-нибудь да выйдет.
И если проект под названием Hromadske.tv все же угаснет, не найдя спонсоров, и не обретет реальных масштабов, а у TBi из канала, критикующего власть, не получится стать общественным, и если государство не задумается о появлении настоящего общественного телевидения и радио, как это делается во всем мире, то когда оно появится в Украине – очень большой вопрос. Уж явно не в этом десятилетии.