Операторы торговых автоматов и платежных терминалов не желают признавать мелочь законным платежным средством.
В Украине не первый год наблюдается парадоксальная ситуация, когда всевозможные машины, снабженные монето- и купюроприемниками — от кофейных автоматов до терминалов для электронных платежей — принимают только «избранную» часть украинской наличности. Как правило, расплатиться за кофе в автомате можно только купюрами номиналом от 1 до 10 грн, а, если повезет — еще и монетами от 5 коп до 1 грн. Например, в харьковском метро в начале 2013 билетные автоматы перестали принимать 50-копеечные монеты, переключившись исключительно на купюры по 1, 2 и 5 грн. и монеты 1 грн. «УкрСиббанк» установил в своих киосках самообслуживания StarBox ограничение — терминалы принимают купюры номиналом от 10 грн и выше. Особенно острая дискуссия разразилась после того, как некоторые терминалы самообслуживания (ТСО) «ПриватБанка» начали признавать купюры номиналом не менее 20 грн. или даже 50 грн, не выдавая при этом сдачу.
Между тем, законодательство четко указывает, что «гривна (банкноты и монеты) как национальная валюта является единственным законным платежным средством на территории Украины и принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов». Об этом сказано в ст. 35 ЗУ «О Национальном банке Украины».
Еще больше конкретизирует требования закона Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, которое утверждено НБУ. П. 2.13 главы 2 Положения недвусмысленно говорит, что «предприятия или предприниматели при осуществлении расчетов с потребителями за наличные обязаны без ограничений принимать в уплату за товары, работы, услуги банкноты и монеты». Это могут быть, как обычные денежные знаки, так и памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты всех номиналов, которые НБУ выпускает в обращение. Кроме того, предприятия и предприниматели должны обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи.
Иными словами, с позиции буквы закона, владельцы торговых автоматов и платежных терминалов не только нарушают требование принимать купюры и монеты любого номинала, но также требование выдавать клиенту сдачу наличными.
Олег Серга, пресс-секретарь «ПриватБанка», объясняет, что новые правила работы терминалов были введены в результате изучения практики украинского и европейского рынков. По его словам, в банке была разработана математическая модель «популярности» купюр от места установки терминала. В соответствии с этой моделью, все терминалы самообслуживания (ТСО) «ПриватБанка» в Украине были разделены на 4 группы, по мере возрастания номинала минимальной принимаемой купюры. «Такое разделение ТСО на группы позволило клиентам уменьшить время на проведение платежей, что актуально в отделениях банка в наиболее загруженные «платежные» дни», — утверждает Олег Серга.
Он также обращает внимание на то, что в отличие от ограничений на наличный прием, 99% терминалов банка принимают оплату банковской картой на любую сумму с копейками. Кроме того ТСО позволяют получить «безналичную» сдачу с любого платежа одним из пяти способов: пополнение телефона, пополнение карты, пополнение депозита, пополнение счета LiqPay и отправка сдачи на благотворительность.
Однако отсутствие прописанной в законе нормы получения сдачи — наличными — нивелирует весь широкий спектр альтернативных вариантов. Ведь таким образом банк фактически безальтернативно навязывает клиенту одну из пяти своих услуг, что является нарушением пп. 3, п. 1, ст. 21 ЗУ «О защите прав потребителей»: права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если «при предоставлении услуги, от которой потребитель не может отказаться, а получить может лишь у одного исполнителя, исполнитель навязывает такие условия получения услуги, которые ставят потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями и/или исполнителями…». Подобные нарушения особенно характерны, когда клиент вынужден погашать кредит через ТСО, поскольку через кассы «ПриватБанка» проводятся операции только свыше 8 тыс. грн.
Чтобы выяснить, что мешает операторам вендингового оборудования выдавать сдачу клиентам, корреспондент «proIT» обратился к поставщикам ключевого оборудования для вендинговых автоматов — купюро- и моентоприемников. Максим Хохлов, представитель ООО «СП Крейн», дистрибьютор канадских купюроприемников CashCode говорит, что производители устройств для приема наличных денежных средств в своей деятельности обязательно учитывают законодательство той или иной страны, связанное с приемом и оборотом купюр и монет. «А уже какие купюры принимать, а какие нет, решает сам оператор вендингового оборудования», — объясняет специалист. Таким образом, проблемы в распознании определенной купюры или монеты с технической точки зрения не существует.
Он также подчеркивает, если, например, на кофе-автомате включить возможность приема банкнот номиналом 100 грн., то сдача в монетоприемнике закончится через полчаса. «Поэтому операторы вендинговых машин анализируют наиболее ходовые купюры для конкретной точки и соответственно устанавливают ограничение на прием тех или иных купюр. Возможно, проблема с приемом купюр определенного номинала и не стояла так остро, если бы в Украине металлическая гривна была гораздо более популярна. Но сейчас операторы ограничивают прием некоторых купюр, чтобы рационализировать свой бизнес», — говорит представитель «СП Крейн».
Впрочем, он добавляет, что на украинском рынке уже существуют оборудование, позволяющее принимать купюры любого номинала и этими же купюрами выдавать сдачу. Такие системы установлены в некоторых паркоматах и автоматах по продаже жетонов в киевском метрополитене. Но стоимость подобного оборудования высока, поэтому владельцы кофе-автоматов и терминалов предпочитают более дешевые решения, избирательно воспринимающие украинскую наличность.
В соответствии с украинским законодательством, купюро- и монетоприемники не подлежат сертификации, поэтому они свободно ввозятся на территорию страны после уплаты таможенной пошлины. Поэтому в украинском законодательстве нет обязательных для выполнения требований по установке и использованию оборудования такого типа.
Однако ответственность за нарушение порядка проведения кассовых операций в законодательстве все же предусмотрена. В пресс-службе НБУ сообщили, что в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность физического лица-предпринимателя, должностных лиц юридического лица по ст. 163-15 «Нарушение порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги)» в виде штрафа в размере 1,7-17 тыс. грн. При этом функции контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций возложены на налоговые органы.
При этом проблему нельзя назвать новой — вендинговый бизнес в Украине успешно развивается уже второй десяток лет. В то же время не наблюдается даже намека на массовую установку систем выдачи сдачи наличностью. Иными словами, почти на каждом углу стоят автоматы и терминалы, игнорирующие часть законных платежных средств государства в угоду своим владельцам — но государство не проявляет к этому явлению никакого внимания. Очевидно, что компетентные госорганы или страдают феноменальной близорукостью, или, в силу различных причин, не желают обременяться возложенными на них регуляторными функциями. А если проблема разделения наличности на два сорта действительно несущественна, тем же госорганам стоило бы инициировать пересмотр норм законов для приведения их в соответствие с современными технологическими тенденциями.