Бензин течет мимо бюджета

Бензин течет мимо бюджета

Происходящее в последнее время у всех на глазах ухудшение финансово-экономической ситуации для участников и экспертов рынка нефтепродуктов неудивительно.

Просто на примере этой отрасли видно, как государство теряет миллиарды налогов то ли по халатности, то ли из-за коррупции. Большая доля рынка нефтепродуктов , находящегося во всех цивилизованных странах под усиленным контролем, в Украине оказалась в тени. В свою очередь, солидная часть теневого рынка приходится на фальсификат, чаще называемый просто бодягой. Проблема не только в том, что правительству привычно наплевать на дополнительные расходы водителей на ремонт машин, а также на здоровье граждан, вдыхающих продукты сгорания этих суррогатов. Чиновники в данном случае потеряли чувство самосохранения: ведь недобор налогов и, как следствие, бюджетные проблемы угрожают в первую очередь их собственному положению.

Осенью 2012-го было проведено несколько рейдов по изучению качества нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС). Наиболее кричащими оказались результаты исследования бензина на так называемых несетевых АЗС, которое провело автомобильное общественное движение Autovisio совместно с «Консалтинговой группой А-95». Согласно полученным данным, в среднем 80% проб качества нефтепродуктов не соответствовали продаваемым маркам. Так, в Донецке были забракованы 70% образцов, в Харькове — 80%. Рекордное число нарушений выявлено в Крыму и Киеве — девять проб из десяти имели отклонения от действующих стандартов.

Думаете, бензиновый фальсификат живет где-то в гаражах на периферии? Ошибаетесь! Один из трех антирекордов был установлен в Соломенском районе г. Киева. Этот образец топлива имел отклонения по семи параметрам из десяти проверяемых. В нем содержание бензола — крайне ядовитого вещества, используемого фальсификаторами для повышения октанового числа, превысило требования современных стандартов почти в 30 раз!

Харьков — украинский «центр бодяги» всех времен — не уступил лидерства и на сей раз. На одной из главных артерий города — проспекте Академика Павлова обнаружено топливо, доля бензола в котором превышала предельно допустимую дозу в 55 раз! Еще более впечатляющим в этом же образце было превышение по сере — в 80 раз (!), то есть содержание серы составило 3,9%. По всем шести параметрам, в которых были зафиксированы отклонения, этот образец показал абсолютные антирекорды среди всех произведенных в ходе исследования 50 отборов проб. Примечательно, что данный образец продавался под вывеской «А-95 Евро».

«Бронзу» по первенстве на наихудшее топливо поделили между собой Донецк и Крым, где были обнаружены образцы с отклонениями по шести параметрам из десяти. В частности, в Крыму на трассе Харьков—Симферополь поставлен рекорд по суммарному содержанию в бензине кислорода — выше в 8,5 раза, что обусловлено более чем десятикратным превышением содержания в топливе метанола. К слову, при производстве бензинов на нефтеперерабатывающих заводах метанол, как и часто встречающийся в украинской бодяге изопропиловый спирт, уже давно не используется.

Дурную славу метанол снискал после серии трагических случаев, связанных с его использованием в так называемых незамерзайках — очистителях стекол автомобиля в зимний период. Ядовитые пары метанола стали причиной потери сознания водителями, что привело к летальным исходам (ими же заканчиваются попытки употреблять метиловый спирт перорально, по аналогии с этиловым). И хотя использование метанола в омывателях строго запрещено, терять бдительность при выборе данных веществ не стоит — лучше избегать их приобретения в не вызывающих доверия местах.

Проведенное общественными активистами исследование вскрыло одну интересную тенденцию в эволюции кустарного производства бензина. По словам руководителя Autovisio Виталия Чеховского, в 68% проверенных бензинов обнаружено завышенное содержание спиртов, а в отдельных регионах эта цифра доходит до 80%. До последнего времени основное место принадлежало упомянутым бензолу и метанолу, которые начинают уступать лидерство компонентам на основе биоэтанола. И дело не только в растущих объемах выпуска биоэтанола, но и в том, что бензол с метанолом вскоре станут дорогим и хлопотным удовольствием.

В ноябре парламент сделал востребованные «бодяжниками» вещества подакцизными. Теперь бензол и метанол облагаются по ставке 250 и 400 евро/тонна соответственно. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что введение акциза на эти компоненты приведет к сокращению бензинового фальсификата на рынке, так как до последнего времени только около 20% выпускаемого в стране бензола шло по назначению, то есть на нефтехимию.

Однако, как выясняется, мотивы этого процесса были несколько иными, хотя в результате действительно могут усложнить жизнь топливным нелегалам. По имеющимся данным, введение акциза понадобилось для ликвидации «бодяжников» как конкурентов в борьбе за бензол. Те за счет хорошей экономики своего нехитрого ремесла взвинчивают цены на этот в общем-тонедорогой компонент. Такая цена, в свою очередь, бьет по хлипкой экономике старых химпредприятий. Теперь закон освободит таких покупателей от акциза, что в общем-то справедливо. А чтобы жизнь малиной не казалась, производителям бензола по сути закрыли экспорт, точнее, ввели лицензирование этой деятельности. Соответствующую лицензию, отметим, будут выдавать в Минэнергоугольпроме.

У производителей бензола отныне один выход — идти на поклон к владельцам нефтехимических заводов. К слову, один из таких заводов, в Рубежном Луганской области, небезразличен руководителю энергетического ведомства...

Деньги не нужны

Пускай и несколько побочный, но эффект от «бензольной» деятельности Минэнергоугольпрома должны почувствовать и рынок, и потребитель. Вряд ли фальсификаторы полностью откажутся от бензола, но работать с подорожавшим и к тому же подакцизным товаром станет хлопотнее и менее выгодно. Понятно и то, что никто не выбросит белый флаг, отказавшись от своего промысла и переключившись на вязание носков или выращивание огородной рассады. Отсутствие контроля со стороны государства, а в ряде случаев и помощь госорганов в реализации фальсификата и контрабанды не позволят бросить это доходное дело.

В начале декабря участились сообщения о происходящем в Харькове. Городские и областные магистрали вновь облюбовали продавцы «российского бензина». Как пишет «Рабочая газета», на почве отвратительного качества уже имели место стычки между водителями и продавцами неизвестного товара, предлагаемого прямо перед легальными АЗС. «Милиция смотрит на торговлю с рук бензином сквозь пальцы, как, впрочем, и прокуратура», — пишет газета. Работников милиции харьковские активисты даже документально зафиксировали во время заправки у этих то ли бодяжников, толи контрабандистов. Логично предположить, что успех последних достигнут не без «крышевания» первыми. Практика распространенная, есть и личный опыт. В 2010 году на огласку неподражаемых параметров топлива, отобранного для анализа на одной из донецких АЗС, реакция пришла из… киевского УБЭП. Только интересовались правоохранители не тем, как по закону наказать бодяжников, а вопросами сатисфакции ущерба уважаемым донецким предпринимателям…

Правительству, которое ездит по всему миру с протянутой рукой, не под силу мобилизовать искомые суммы акцизного сбора и НДС на подконтрольной территории. До проведения Евро-2012 по поводу полноты сбора «топливных» акцизов периодически поднимал шум Борис Колесников, так как за счет налогов с топлива преимущественно формировался фонд мегастройки. А сейчас, похоже, никому до этого нет дела. В налоговой, например, отслеживают балансы рынка (поставки), но до их сопоставления с потреблением нефтепродуктов почему-то не доходит. Точнее, сравнение идет только с розничными продажами. Например, по данным одного подотчетного Минфину ведомства, в январе—августе 2012 года на рынок было поставлено 2,258 млн. тонн бензина. Через АЗС, показывает ведомство, продано 2,188 млн. тонн.

Однако проблема в том, что розница — это не весь рынок, к тому же в балансе «сидят» запасы. По данным Госстата, за указанный период общее потребление бензина в Украине составило 2,784 млн. тонн. Таким образом, страна потребила на полмиллиона тонн больше, чем закупила… Эта разница — 21% — минимальная оценка теневого рынка бензина в 2012 году.

Самое интересное, что борьба с бодягой не требует больших денег и является не только полезным, но и крайне выгодным делом. По оценкам «Консалтинговой группы А-95», для проверки качества топлива на каждой украинской АЗС хотя бы дважды в год необходимо максимум 150 млн. грн. Тогда как эффект будет на уровне 2,15 млрд. грн. (с НДС). Это если принять долю фальсифицированного бензина равной 20%, что многие, в том числе и правительственные чиновники, считают крайне оптимистичной оценкой. Но, судя по всему, не будет этих средств на самоспасение и в 2013 году. В проекте госбюджета нет даже необходимых объемов финансирования социальных программ. Что уж говорить об «излишествах» в виде контроля качества топлива…

 
 
 

Стрічка новин