Принципиальный вопрос о пошлинах

Принципиальный вопрос о пошлинах

Вступление Украины в ВТО в начале 2008 года сегодня считается поспешным и не совсем продуманным шагом. Действительно, тогдашнее украинское правительство с целью ускорения переговорного процесса пошло на значительные уступки международным партнерам и открыло национальный рынок для иностранных товаров больше, чем, очевидно, хотелось бы отечественным производителям. В последние годы импорт в нашу страну неизменно расширялся быстрее, чем экспорт. В результате, по данным Госкомстата Украины, за первые десять месяцев текущего года негативное торговое сальдо составило 11,378 млрд долл.

В то же время превращение Украины из нетто-экспортера товаров, каковым она была до 2004 года, в нетто-импортера, очевидно, имело объективный характер. По мере повышения благосостояния украинцев в нашей стране увеличивался спрос на качественную современную продукцию, которая вообще не производилась в Украине либо ее характеристики не совсем устраивали отечественных потребителей. Так, в середине 2000 резко увеличились закупки импортных автомобилей, бытовой и компьютерной техники, разнообразных потребительских и хозяйственных товаров (от салфеток до мебели). Промышленные предприятия при проведении давно назревшей модернизации стремились использовать в основном оборудование иностранного производства. Переговоры о членстве в ВТО, в ходе которых Украине пришлось радикально снизить пошлины на ряд товаров, имели к этому процессу весьма опосредованное отношение.

Однако конкуренция продукции из-за рубежа затронула ряд отраслей отечественной экономики, которые начали терять позиции на внутреннем рынке. Именно с целью их поддержки правительство Украины и запустило в прошлом году процесс пересмотра пошлин в рамках ВТО. Благо, правовые основания для этого имеются. Статья XXVIII ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, предшественник ВТО) позволяет всем членам организации раз в три года модифицировать свои обязательства путем переговоров с другими странами-членами.

Правда, обычно этот процесс затрагивает не больше 10-20 товарных позиций, однако Украина на этот раз удивила мир, заявив о намерении пересмотра пошлин сразу на 371 вид товаров. При этом сам перечень засекречен, а конкретные предложения о новых размерах тарифов в нем не указаны. По словам правительственного уполномоченного по вопросам европейской интеграции Украины Валерия Пятницкого, 224 позиции – это сельскохозяйственные товары (мясо, субпродукты, овощи, фрукты), а 147 представляют собой промышленную продукцию (сельхозтехника, средства наземного транспорта, химическая продукция, некоторая бытовая техника, мебель).

По данным украинских источников, речь идет примерно о 5% украинского импорта (хотя, если вывести из уравнения энергоносители, этот показатель поднимается до свыше 6,5%), однако если в перечень вошли легковые и грузовые автомобили (об этом упоминал в начале декабря премьер-министр Николай Азаров), эта цифра является не совсем верной. Дело в том, что, по данным за десять месяцев 2012 года, на наземные транспортные средства (кроме железнодорожного транспорта) пришлось 7,2% украинского импорта, и этот показатель вряд ли существенно изменится в ближайшем будущем.

Так что вполне возможно, что речь идет о более масштабных ограничениях. Впрочем, украинские власти тоже можно понять: конкуренция с импортом является серьезной проблемой для многих отраслей отечественной экономики, а если растянуть процесс защиты внутреннего рынка на несколько трехлетних периодов, кое-кто может и не дождаться помощи.

Инициатива украинского правительства вызвала в целом отрицательную реакцию в ВТО. Ряд государств, включая США и Японию, а также Европейский Союз, призвали Украину к отказу от подачи заявки на пересмотр пошлин. Хотя на долю Украины приходится немногим более 1,5% совокупного экспорта Евросоюза (без учета торговли между странами-членами), а для США этот показатель составляет что-то около 0,1%, здесь важен принцип.

Многие эксперты и политики опасаются, что кризис, обрушившийся на мировую экономику в 2008 году, приведет к росту протекционизма, а мир, как в 1930 годы ХХ века, окажется поделенным на несколько торговых блоков. Резоны для таких опасений есть: многие страны, стремясь предотвратить угрозу роста безработицы и потери налоговых поступлений, начинают потихоньку поддерживать национальных производителей. Так, Россия с целью стимулирования своей автомобильной промышленности ввела утилизационный сбор на иностранные автомобили, а американское правительство в последние месяцы ненавязчиво подталкивало Apple к тому, чтобы она перенесла хотя бы часть производства айфонов из Китая в США.

Украина может быть не очень значимой величиной на мировом рынке, но она может установить прецедент, которому могут последовать и другие государства. Между тем, правительства западных стран, наоборот, делают ставку на взаимное открытие рынков. В частности, США и ЕС в настоящее время ведут переговоры о создании трансатлантической зоны свободной торговли (правда, скорее всего, без учета сельхозпродукции) и ожидают получить конкретные результаты уже в первой половине 2013 года. Ранее Евросоюз заключил аналогичное соглашение с Южной Кореей, ведутся переговоры с Японией.

Здесь важен еще один аспект. В западной экономике доминируют транснациональные корпорации, для которых максимальное открытие национальных рынков жизненно важно с точки зрения сохранения доходов и прибылей в условиях кризиса. Поэтому украинский прецедент, устанавливающий де-факто преференции для национального бизнеса в противовес международному, для них весьма неприятен и совершенно недопустим.

Конечно, заявка Украины на пересмотр пошлин – это пока больше угроза (которая, впрочем, может оказаться сильнее, чем ее исполнение), чем реальное действие. Переговоры с другими членами ВТО о новых ставках пошлин могут продолжаться неопределенно долго. Особенно, если учесть, что повышение одних тарифов должно быть компенсировано снижением других, что Украина не в состоянии сделать чисто технически. Однако правила ВТО позволяют в случае отсутствия компромисса осуществлять и односторонние увеличения пошлин.

Собственно говоря, это уже делается. В начале декабря Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон № 5476-VI о внесении изменений в таможенный тариф. В процессе рассмотрения в Верховной Раде этот документ, в котором изначально значилось около 500 товарных позиций, включая ряд тех, по которым была подана заявка в ВТО, был подвергнут значительному сокращению. В итоговом варианте закона с 1 января 2013 года предусматривается понижение пошлин на некоторые товары (например, на марганцевую руду), но почти по 100 позициям произойдет их увеличение – преимущественно, от 0-5 до 6,5-10%. В этот перечень, например, попали электровозы, морские бурильные установки, некоторые инструменты и автомобильные детали для крупноузловой сборки. Вероятно, движение в этом направлении будет продолжаться.

Правда, и в самой Украине все эти мероприятия и инициативы воспринимаются неоднозначно. Многих потребителей совершенно справедливо беспокоит то, что повышение пошлин обернется подъемом цен на все защищаемые позиции без учета страны происхождения товаров. Другие недовольны тем, что вместо более привычного и качественного (в их представлении) импорта им придется приобретать отечественную продукцию, которая априори считается худшей, чем зарубежная. Особенно часто эти жалобы относятся к украинским автомобилям. Действительно, любые меры по поддержке отечественного производителя в конечном итоге будут оплачены из кошельков потребителей, так как прямая государственная поддержка является не совсем законной как по правилам ВТО, так и по принципам Европейского Союза, на которые Украина старается равняться.

Кроме того, не следует забывать о том, что отрасли и производства, поддержать которые путем повышения импортных пошлин стремится правительство, относятся к частному сектору, а, значит, имеют конкретных собственников. Так что любые меры в данном направлении можно рассматривать и с точки зрения лоббизма со стороны определенных украинских предпринимателей, рассчитывающих улучшить свои позиции благодаря поддержке государства и за счет потребителей.

Однако здесь есть и другая сторона медали. Ни одна страна мира, если эта страна – не Соединенные Штаты, не может долго существовать с постоянным превышением импорта над экспортом. В этом году Украина завезет из-за рубежа различных товаров на сумму, примерно на 14,5 млрд долл. большую, чем продаст сама. Частично этот дефицит перекроется плюсом от экспорта услуг (порядка 6 млрд долл.) и валютными переводами украинских гастарбайтеров на родину, но общий итог, скорее всего, останется негативным. А между тем хронически отрицательный торговый баланс способствует росту внешнего долга и усилению давления на гривну, которая и так находится под угрозой девальвации.

Поддержка отечественной промышленности и сельского хозяйства – это не только дополнительные прибыли в карманы украинских олигархов, но и сохранение, а то и создание новых рабочих мест. Это, – худо-бедно, дополнительные налоги, поступающие в государственный бюджет Украины. Это – какая-никакая поддержка отечественных научных и инженерных кадров. Так, Россия или страны Персидского залива могут купить все, что им нужно, на мировом рынке, продавая за рубеж газ и нефть. Украине надо или уметь зарабатывать деньги на экспорте, или ограничивать импорт – прежде всего, посредством его замещения.

Поэтому политику правительства, направленную на повышение пошлин на отдельные конкретные группы товаров, следует рассматривать лишь в связке с созданием отечественных импортозамещающих производств. На протяжении всего последнего года премьер-министр Николай Азаров неоднократно поднимал эту тему, однако пока движение в этом направлении в основном ограничивается разработкой соответствующих программ. Об определенных успехах пока можно говорить только в отношении фармацевтической отрасли, хотя вопрос о повышении тарифов на лекарства не стоит, и никогда не ставился.

Если Украина хочет сохранить имидж более-менее развитого государства, ей необходимо воссоздавать либо развивать собственную промышленность. Для этого на начальном этапе необходима поддержка отечественных производителей, чтобы дать им время научиться конкурировать с транснациональными корпорациями – априори более эффективными за счет своих гигантских масштабов. Однако для проведения такой политики нужны государственная воля, чтобы противостоять давлению из-за рубежа, четкая целеустремленность и доверие со стороны населения. Есть ли все это у нынешнего правительства Украины, – вопрос открытый.

Виктор Тарнавский

1823
16.07.2014
 
 
 

Стрічка новин