Многие украинцы, особенно представители старшего поколения, до сих пор ностальгируют по советским временам. Ко Дню независимости «Известия в Украине» посчитали и сравнили, сколько и что мог себе позволить простой советский человек, и что может себе позволить гражданин сегодняшней независимой страны. Вопреки расхожему мнению старшего поколения оказалось, что современные украинцы живут гораздо богаче, чем пролетариат прошлого века. За годы независимости значительно выросли не только наши потребности, но и возможности.
Одно из главных воспоминаний тех, кто помнит времена великого, могучего и нерушимого, — дешевизна продуктов питания. Но здесь нужна серьезная оговорка: как это достигалось. Во-первых, аграрный сектор Союза никогда не был эффективным, как американский или европейский. На Западе свою страну кормили фермеры, численность которых не превышала 3% населения. А доля сельского населения в Украине до волны урбанизации середины 90-х минувшего века превышала 60%. Проще говоря, статуса житницы, сахарницы и кормилицы Украина достигала не уменьем, а числом, перефразируя высказывание известного полководца.
Кроме того, за колбасу по 2,10 рубля за килограмм советский человек платил как минимум трижды. Один раз он вынимал деньги из кармана непосредственно у кассы магазина. Остальное государство забирало самостоятельно. Кто знает, что ставка подоходного налога в СССР составляла 40%? Наверно, сегодня мы бы вполне закономерно возмущались такой обдираловке.
Кроме того, мало кто знает, что в СССР существовало такое понятие, как «ценовые пояса»: вся страна делилась на три таких пояса: 1-й, 2-й, 3-й. Даже на ящиках, например, с тушенкой или сгущенкой стояла пометка, для какого пояса предназначен продукт. Такие же пометки можно было найти на любой упаковке гречки, вермишели или муки. Что это означало? Все очень просто. Жители более «зажиточного» советского Севера и Дальнего Востока «большой и необъятной страны» платили за гречку, макароны, тушенку, сахар и другие продукты на 30—50% больше, чем жители, например, советской Украины, Таджикистана или Белоруссии. Почему так? Тоже все просто. На Севере и Дальнем Востоке зарабатывали больше — нефтегазовые разработки, промышленная добыча алмазов и золота, промышленный лов рыбы в водах Тихого океана обеспечивали уровень зарплат, которые в два-три раза превышали средние на «материке». Если украинский или белорусский инженер средней руки получал 100 рублей, то матрос, нефтяник или старатель на советских золотых приисках в «особо сложных климатических условиях» имел на руки несколько сотен рублей.
Естественно, советская власть оценила уровень платежеспособности «северян» и «дальневосточников» как достаточный для того, чтобы ввести для этих регионов более высокие цены — плановая экономика и распределение позволяли сделать все очень легко. Таким образом, «северяне», в некоторой степени дотировали низкие цены для жителей «материка». Да, еще не забываем, что инженеры, студенты и прочий как сейчас принято говорить офисный планктон регулярно ездили «на картошку», а целые заводы шефствовали над колхозами, помогая селянам частично собирать урожай.
И невдомек было советским интеллигентам или работникам заводов, что их первобытный ручной труд на «загнивающем империалистическом Западе» давно заменили специальными уборочными комбайнами. Да и свою картошку американский фермер соберет с меньшими потерями, чем советский студент ничейную колхозную. Сахарную свеклу ради статуса «сахарницы Союза» многие поколения сельских украинок обрабатывали как две тысячи лет назад мотыгой, в простонародье — тяпкой. Так же десятилетиями «кланялись» кукурузе и многим другим культурам. Сотни советских женщин ежегодно выполняли тот объем работы на поле, с которым управлялся американский фермер с семьей и одним комбайном. Зарплаты «колхозников» вообще не шли ни в какое сравнение хотя бы с доходом рабочих на заводе. Такой была цена на хлеб по 16—22 копейки, морковь или лук — по 10, сахар-песок — по 78, колбасу — по 2,20 рубля. Пиво по 22 копейки разливное и по 25 — бутылочное. Водка по 3,6 рубля за «поллитр».
Автомобилисты, которые сели за руль «в раньшие времена» до сих пор со слезами вспоминают цену бензина — 10 копеек за литр. На среднюю зарплату можно было купить тонну топлива, в то время как сегодня в четыре раза меньше. Но давайте не будем забывать, что тогда мы жили в «великой нефтедобывающей державе», где дальнобойщики или даже комбайнеры сливали топливо в посадках, если не был израсходован лимит.
Многим может казаться, что советский человек мог позволить себе больше, чем нынешний украинец. Но давайте вспомним, что даже при наличии денег в советские времена приходилось все доставать — шампанское к новогоднему столу, женские сапоги, за стиральной машиной или цветным телевизором «Горизонт» вообще приходилось становиться в очередь. И любые деньги были бессильны — экономика работала в плановом режиме, а не ориентировалась на спрос «простых советских тружеников».
Читайте также: Азаров удивлен отсутствием желающих брать дешевую ипотеку
Покупка автомобиля была сравнима, наверно, с покупкой сегодня тихоокеанского лайнера частным лицом. За долгие годы собрать деньги на машину было даже не половиной дела. Среднестатистический житель СССР с хорошей зарплатой в 100 рублей, откладывая каждую заработанную копеечку, собрал бы на вожделенное авто немногим более чем за четыре с половиной года — это 55 средних зарплат. Сегодня же на тот же ВАЗ из салона украинцу придется отложить всего около 19 среднемесячных доходов. А давайте еще сравним процедуру покупки, например, в 80-х и сейчас. Тогда нужно было несколько лет (заметим, много лет, а не два-три года) выстоять в очереди. Разговора о выборе цвета или комплектации вообще не было. А государство делало вам огромный подарок, согласившись продать машину.
Сегодня вы придете в салон, вас окружат вниманием и заботой менеджеры по продажам и уже максимум к вечеру следующего дня счастливый покупатель на новенькой машине может покинуть салон с постоянным техпаспортом и номерами — сервис.
Но давайте попробуем все-таки сравнивать сравнимое. Согласитесь, «Жигули» несколько десятков лет назад и «Жигули» сегодня — это совсем не равнозначные машины по качеству и престижности. Сегодня, согласно статистике авторынка, статус «мечты среднего класса» уверенно завоевал седан среднего класса Hyundai Accent — это лидер продаж, который удерживает свои позиции несколько месяцев кряду. Значит, будем сравнивать «народный автомобиль» образца 80-х и 2012 года. Так вот, даже этот «корейский народный автомобиль», который в средней комплектации стоит около 130 тысяч гривен, более доступен современному украинцу, чем ВАЗ 2101 его отцу или деду. Чтобы купить «копейку» в середине 80-х, напомним, нужно было отложить 55 средних зарплат. То есть копить немногим более четырех с половиной лет. Сегодня «народный кореец» Hyundai Accent еще доступнее — на него среднему украинцу придется отложить лишь пятьдесят средних зарплат. То есть сегодня он быстрее скопит деньги на среднего класса иномарку, чем его отец или дед на мечту каждого советского человека — всего за четыре года.