Более миллиона украинцев живут с вирусом гепатита С. Заболеть может каждый — для этого вовсе не обязательно быть бедняком или наркоманом. Достаточно попасть под руку нерадивому стоматологу.
О том, что он болен гепатитом С, 41-летний государственный служащий Борис узнал случайно. «Беспокоился о своём здоровье, сдал анализы — врачи сказали, что я инфицирован. Был в шоке», — рассказывает он. Борис вспоминает, что в 90-е в армии ему сделали татуировку — вероятно, именно тогда вирус и попал в кровь. Второй шок киевлянин пережил, когда узнал, сколько стоит лечение. «Курс обошёлся в $25 000. Но через три месяца вирус вернулся», — делится опытом Борис. Сейчас он собирается повторно лечиться за границей — это будет стоить $50 000.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Украине вирусом гепатита С инфицировано около 3% населения — 1,13 млн человек. Почти 400 000 из них нуждаются в срочной антивирусной терапии. Без лечения они рискуют за несколько лет стать инвалидами или умереть от цирроза или рака печени. Но лекарства дороги — курс лечения редко обходится дешевле $10 000. Эксперты уверены, что без вмешательства государства эпидемию не остановить. Цена вопроса — 304 млн грн. в год. Ровно столько нужно, чтобы поставить барьер на пути распространения вирусного гепатита в Украине. Правительственные чиновники этих денег пока не нашли.
Грязные рисунки
Вирус гепатита С был открыт в 1989 году. «Его особенность в том, что при схожих путях передачи — с кровью инфицированного человека — заразиться им в 10 раз легче, чем вирусом СПИДа», — рассказывает главный инфекционист Министерства здравоохранения Украины Ольга Голубовская.
Однако заражение может произойти не только при переливании крови или, скажем, использовании «грязного» шприца. Болезнь передаётся даже через соломинки для вдыхания кокаина — небольшие капельки крови со слизистой оболочки носа остаются на соломинке, которая передаётся другому человеку. Но большинство больных не принадлежат к традиционным группам риска — не являются наркозависимым или работниками секс-индустрии. Вирус может находиться на загрязнённых медицинских инструментах в стоматологической клинике или в операционной, в маникюрном кабинете или тату-салоне.
«В мае 2012 года мы провели исследование во время тату-фестиваля в Киеве. Выяснилось, что около 20% участников инфицированы», — рассказывает глава Всеукраинской общественной организации «Остановим гепатит» Дмитрий Коваль. Этого можно было избежать: «Если татуировку делать правильно — с заменой баллончиков с краской, стерилизацией и обработкой пистолетов, использованием одноразовых игл, то опасности нет». Коваль советует удостовериться, что в салоне используются дезинфицирующие растворы и есть аппарат для стерилизации оборудования.
Знакомый мастер, работающий на дому, и нестерилизованная машинка для нанесения татуировок — так заразились, например, слесарь из Днепропетровска Дмитрий и продавец столичного магазина Юлия. Теперь каждый из них борется за жизнь по-своему. Накопить денег на дорогостоящее лечение Дмитрий не может, да и не верит в его эффективность. «Стопроцентной гарантии никто не даёт, поэтому раз в полгода прохожу терапию печени. Это доступнее», — рассказывает Дмитрий.
Киевлянка Юлия настроена оптимистично: «Нашла хорошего врача, осенью начинаю курс лечения. Стоить будет 70 000 грн.»